Всем привет. вы на канале История Композитора.Сегодня я вам расскажу про композитора Бориса Тищенко.
Краткая биография:
Б. Тищенко — один из видных советских композиторов послевоенного поколения. Он автор известных балетов «Ярославна», «Двенадцать»; сценических произведений на слова К. Чуковского: «Муха-цокотуха», «Краденое солнце», «Тараканище». Композитором написано большое количество крупных оркестровых произведений — 5 беспрограммных симфоний (в т. ч. на ст. М. Цветаевой), «Sinfonia robusta», симфония «Хроника блокады»; концерты для фортепиано, виолончели, скрипки, арфы; 5 струнных квартетов; 8 фортепианных сонат (в т. ч. Седьмая — с колоколами); 2 скрипичные сонаты и др. К области вокальной музыки Тищенко относятся Пять песен на ст. О. Дриза; Реквием для сопрано, тенора и оркестра на ст. А. Ахматовой; «Завещание» для сопрано, арфы и органа на ст. Н. Заболоцкого; кантата «Сад музыки» на ст. А. Кушнера. Им оркестрованы «Четыре стихотворения капитана Лебядкина» Д. Шостаковича. Перу композитора принадлежит также музыка к кинофильмам «Суздаль», «Гибель Пушкина», «Игорь Саввович», к спектаклю «Собачье сердце».
Тищенко окончил Ленинградскую консерваторию (1962-63), его учителями по композиции были В. Салманов, В. Волошин, О. Евлахов, в аспирантуре — Д. Шостакович, по фортепиано — А. Логовинский. Сейчас он сам профессор Ленинградской консерватории.
Тищенко сложился как композитор очень рано — в 18 лет написал Скрипичный концерт, в 20 — Второй квартет, вошедшие в число лучших его сочинений. В его творчестве наиболее рельефно выделились народно-старинная линия и линия современной эмоциональной экспрессии. По-новому освещая образы древнерусской истории и русского фольклора, композитор любуется колоритом архаики, стремится передать веками сложившееся народное миросозерцание (балет «Ярославна» — 1974, Третья симфония — 1966, части Второго (1959), Третьего квартетов (1970), Третьей фортепианной сонаты — 1965). Русская протяжная песня для Тищенко — и духовный, и эстетический идеал. Постижение глубинных пластов национальной культуры позволило композитору в Третьей симфонии создать новый тип музыкальной композиции — как бы «симфонию наигрышей»; где оркестровая ткань сплетается из реплик инструментов. Проникновенная музыка финала симфонии ассоциируется с образом стихотворения Н. Рубцова — «тихая моя родина». Примечательно, что древнее миросозерцание привлекло Тищенко также и в связи с культурой Востока, в частности благодаря изучению средневековой японской музыки «гагаку». Постигая специфические черты русского народного и древнего восточного миросозерцания, композитор выработал в своем стиле особый тип музыкального развития — медитативную статику, при которой изменения в характере музыки наступают очень медленно и постепенно (длительное соло виолончели в Первом виолончельном концерте — 1963).
Четвертая симфония чрезвычайно масштабна — она написана для 145 музыкантов и чтеца с микрофоном и имеет протяженность более полутора часов (т. е. целый симфонический концерт). Пятая симфония посвящена Шостаковичу и непосредственно продолжает образность его музыки — повелительные ораторские провозглашения, лихорадочные нагнетания, трагедийные кульминации и наряду с этим — долгие монологические размышления. Она пронизывается мотивом-монограммой Шостаковича (D-(e)S-С-Н), включает цитаты из его сочинений (из Восьмой и Десятой симфоний, Сонаты для альта и др.), а также из сочинений Тищенко (из Третьей симфонии, Пятой фортепианной сонаты, Концерта для фортепиано). Это своеобразный диалог младшего современника со старшим, «эстафета поколений».
Впечатления от музыки Шостаковича сказались и в двух сонатах для скрипки и фортепиано (1957 и 1975). Во Второй сонате главный образ, начинающий и завершающий произведение, — патетическая ораторская речь. Соната эта очень необычна по композиции — она состоит из 7 частей, в которых нечетные составляют логический «каркас» (Прелюдия, Соната, Ария, Постлюдия), а четные — экспрессивные «промежутки» (Интермеццо I, II, III в темпе presto). Балет «Ярославна» («Затмение») написан по мотивам выдающегося литературного памятника Древней Руси — «Слова о полку Игореве» (либр. О. Виноградова).
Особый замысел имеет Первый концерт для виолончели с оркестром. «Нечто вроде письма к другу», — говорил о нем автор. В композиции осуществлен новый вид музыкального развития, подобный органическому росту растения из зерна. Концерт начинается с одиночного звука виолончели, который далее разрастается «отрогами, побегами». Словно сама собой рождается мелодия, становящаяся авторским монологом, «исповедью души». А вслед за повествовательным началом автор излагает бурную драму, с острой кульминацией, сменяющейся уходом в сферу просветленного размышления. «Первый виолончельный концерт Тищенко я знаю наизусть», — говорил Шостакович. Как все композиторское творчество последних десятилетий XX в., музыка Тищенко эволюционирует к вокальности, которая восходит к первоистокам музыкального искусства.
0 views
0
0
5 years ago 00:09:37 23
Борис Тищенко. Биография
14 years ago 00:09:56 50
Борис Тищенко. “Простая истина“
8 years ago 00:22:38 19
Борис Тищенко “Дорога“
2 years ago 02:47:05 3
Борис Тищенко. Камерная музыка | Boris Tishchenko. Chamber Music
9 months ago 01:48:25 1
Прокофьев Тищенко | Николай Алексеев Борис Березовский | Трансляция концерта
3 years ago 01:45:54 0
Благословение и проклятие | Борис Грисенко, Андрей Тищенко
4 years ago 00:03:01 17
Борис Тищенко. Балет “Ярославна“
5 years ago 00:02:03 25
Борис Тищенко.Балет “Ярославна“
1 year ago 00:05:01 4
Борис ТИЩЕНКО “Завещание“ стихи Н. Заболоцкого
5 years ago 00:04:56 20
Борис Тищенко «Завещание» ст. Н. Заболоцкого
10 years ago 00:04:40 17
Борис Тищенко - “Погонщик ослов“, исп. Ангелина Телицына
1 year ago 00:02:28 5
Борис ТИЩЕНКО “Я и мама“
14 years ago 00:06:19 25
Борис Тищенко. “Три песни на стихи М. Цветаевой“
5 years ago 00:03:25 2
Осыпались листья, (Борис Тищенко, Марина Цветаева), Анна Недорезова
1 year ago 00:02:17 15
Борис ТИЩЕНКО “Зеркало“ на стихи М. Цветаевой
1 year ago 01:49:10 5
Памяти Бориса Тищенко, 85-летию Дня рождения (–2010) профессора, народного артиста России.
7 years ago 00:19:01 10
Boris Tishchenko [Борис Тищенко]: Symphony No. 8, Op. 146
6 years ago 00:21:08 2
Борис Тищенко. Соната №1 для форепиано
7 years ago 00:06:44 36
«Дивертисмент» _ Борис Тищенко. Концерт для скрипки, фортепиано и струнного оркестра
1 year ago 00:08:09 15
Борис Тищенко - “Брату“ на стихи М. Лермонтова для сопрано, флейты и арфы
7 years ago 00:09:40 36
Дивертисмент_Борис Тищенко Концерт для скрипки, фортепиано и струнного оркестра (IV Романс)
2 years ago 00:24:55 31
Борис Тищенко. «Бег времени» на текст А. Ахматовой (2003), Ю. Кучина-Патричелли, А. Лубченко
6 years ago 00:44:24 0
Борис Тищенко - Концерт для арфы, Соч. 69 (1977) LP 1980