Российское и зарубежное образование в век цифровых изменений

15 апреля в рамках конференции «Цифровые международные отношения 2022» () была организована секция «Российское и зарубежное образование в век цифровых изменений». В ее работе приняли участие представители различных вузов со всей России — МГИМО, Одинцовского филиала, Орловского государственного университета имени И.С.Тургенева, Петрозаводского государственного университета, Южного федерального университета, Казанского федерального университета, Университета 2035, Московского авиационного института и др. Обширная география и многообразие опыта участников позволили обеспечить интересную и плодотворную дискуссию по широкому кругу вопросов: в работе секции участвовали как представители научного сообщества технического, социально-гуманитарного, языкового профилей, так и практики, регулярно работающие с внедрением цифровых технологий в вузовские системы. Модерировала секцию начальник Управления учебно-организационной работы, профессор кафедры социологии И.Г.Каргина. Открывая заседание, И.Г.Каргина обозначила реперные точки для обмена опытом и запуска дискуссии в рамках секции. Она отметила, что общий тренд на цифровизацию, актуализирующийся в течение последних нескольких лет, оказывает значительное влияние на систему высшего образования в России и мире. Серьезным импульсом для формирования стратегии по глобальной цифровой трансформации процессов управления вузами стал коронавирус. Под влиянием данного фактора вузы были вынуждены перейти на новые рельсы организации образовательного процесса, и этот период, достаточно сложный для системы высшего образования, все вузы прошли с разной степенью успешности. МГИМО успешно справился с данным вызовом благодаря тому, что в Университете сформировалась достаточно эффективно действующая система управления учебным процессом, надежно функционировали цифровые системы, что позволило быстро адаптироваться к реалиям и не потерять в качестве учебного процесса. Кроме того, была поставлена и реализована задача по повышению цифровых компетенций профессорско-преподавательского состава Университета. И.Г.Каргина особо подчеркнула, что движение вузов в сторону цифровизации, форсированное коронавирусной инфекцией, выявило достаточно серьезную проблему, значимую как для российских, так и для зарубежных учебных заведений — проблему регионального неравенства и неравенства между вузами. Еще одним серьезным вызовом, который выделила И.Г.Каргина, является необходимость пересмотра подходов к преподаванию с учетом цифровой трансформации, происходящей в высших учебных заведениях. И наконец, текущая ситуация, связанная с ограничением использования привычных цифровых платформ и систем, также становится новым вызовом, с которым необходимо справиться вузам сегодня. Тематика докладов секции была достаточно разнообразна: освещались вопросы, связанные с цифровизацией образования в российских университетах и в рамках ЕАЭС, с проблемами цифрового разрыва, технологиями искусственного интеллекта в образовании, образовательными онлайн-коммуникациями в разных странах, с перспективами развития российской образовательной платформы. Так, заведующая кафедрой педагогики и психологии Е.В.Воевода представила доклад «Преодоление цифрового разрыва в образовании: вызовы и проблемы», в котором подробно проанализировала проблему цифрового дидактического разрыва и возможные пути его преодоления. Аспирант кафедры социологии Д.В.Галицкая в рамках доклада «Онлайн-коммуникация в образовательной среде России и Германии: функциональные и дисфункциональные эффекты цифровизации» проанализировала различия в восприятии цифрового обучения студентами российских и немецких вузов. Большую дискуссию также вызвал доклад советника генерального директора по стратегии и развитию Университета 2035 В.С.Третьякова «Перспективы развития российской образовательной платформы». Активное участие в работе секции приняли сотрудники Управления учебно-организационной работы — начальник Учебного отдела С.А.Галкин, начальник Отдела планирования и информатизации учебного процесса Д.С.Тетюшина, начальник Отдела качества образования Д.Е.Кузнецов, ведущий аналитик Отдела качества образования Е.И.Кузьмина. Подводя итоги заседания, И.Г.Каргина отметила, что секция не только позволила участникам обменяться наработанным опытом и обогатить свой профессиональный и социальный капитал, но и поставила перед всеми новые исследовательские задачи, решение которых сейчас особенно актуально.
Back to Top