РЕМЕСЛО, КОТОРОЕ ДАРИТ ПРАЗДНИК

Первое в этом году выездное заседание постоянной Комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству провели на площадке легендарного Императорского фарфорового завода. В обсуждении также приняли участие глава Комитета по промышленной политике, инновациям торговле Кирилл Соловейчик, заместитель председателя Комитета по развитию туризма Нана Гвичия, генеральный директор Санкт-Петербургского ГБУ «Городское Туристско-Информационное Бюро» Юрий Богданов. Главные вопросы повестки – меры государственной поддержки и развитие промышленного туризма. ИФЗ – одно из старейших в Европе, крупнейшее в России предприятие по производству фарфоровых изделий – белого золота, как его называли раньше. Основанная в 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны Порцелиновая мануфактура сегодня занимает площадь 5,5 гектаров, здесь трудятся около 1000 человек. Работают со всеми существующими видами фарфора – мягким, твердым, бисквитным, костяным. Изготавливают не только ажурные фигурки и посуду, но сантехнику и даже модные платья. Особенность этого вида ремесла – ручной труд, роспись – работа творческая и 50% затратной части это заработная плата сотрудников. Причем, 80% коллектива - это женщины. Тем не менее, как рассказала генеральный директор завода Татьяна Тылевич, проблема мобилизации сотрудников сейчас - одна из острейших. Именно оставшиеся 20% мужчин отвечают за сложные технологические процессы, в том числе работу газораспределительной подстанции, очистных сооружений. В случае сбоя это не только остановит производственный цикл, но и может привести к экологической катастрофе. По словам Кирилла Соловейчика, работа по решению вопрос брони для работников промышленного сектора сейчас ведется на уровне города системно, и конкретные результаты вскоре будут озвучены. Императорский фарфоровый завод – один из первых, кто вошел в программу развития промышленного туризма в Петербурге (сейчас в городском реестре уже 44 предприятия). Экскурсии на производство проводятся регулярно, но потенциал используется пока не в полном объеме. В том числе и географическое расположение – на набережной большой Невы. При наличии причала туристы могли бы добираться сюда по воде. На проспекте Обуховской обороны не хватает и места для парковки туристических автобусов. Все эти вопросы нужно решать совместно, при участии профильных комитетов Смольного, специализированных агентств, Законодательного собрания. По словам руководства, цены на свою продукцию завод в последний год не поднимал, хотя цены на логистику, оборудование и компоненты выросли. Основные направления экспорта для ИФЗ сегодня - Корея и собственно родина фарфора – Китай. Среди перспективных – ОАЭ, Индия, Бахрейн, Узбекистан. Кстати, работает и европейское представительство завода – во Франции. Без активной рекламы, но отказываться от изделий петербургских мастеров европейские клиенты не намерены. После совещания директор завода провела экскурсию – показала, кто и как создает шедевры петербургского фарфора. Например, только над одной крупной вазой художник может работать несколько месяцев. Насколько это сложная работа гости завода смогли убедиться лично , расписав под руководством опытных специалистов по небольшой чашке. До профессионалов нам, конечно, очень далеко, но прикоснуться к ремеслу, которое дарит столько положительных эмоций, уже дорогого стоит.
Back to Top