Введение пониженной ставки налога на прибыль для малых технологических компаний – вопрос, который мы обсуждали на Рабочей группе вице-губернатора Валерия Москаленко о реализации мер, направленных на обеспечение социально-экономической стабильности Петербурга. Понятие таких компаний - относительно новое в законодательстве. Речь об организациях, которые ведут деятельность с применением инновационных разработок и включённые в специальный реестр. Их в городе более 250. В качестве меры поддержки прорабатывается возможность установить нулевую ставку по налогу на прибыль для тех, кто применяет общую систему налогообложения, и максимального снижения до 1% и 5% для компании, которые находятся на УСН.
В качестве меры, стимулирующей развитие строительства объектов культуры и спорта, предлагается введение инвестиционного налогового вычета для тех компаний, которые будут возводить подобные объекты. При этом устанавливается важное ограничение – запрет на их перепрофилирование после ввода в эксплуатацию. А доход от основной деятельности, спортивной, культурной должен составлять не менее 70%. Данная мера, по мнению исполнительной власти, должна мотивировать частных инвесторов сооружать бассейны, спортивные и культурные сооружения за собственный счёт. Понятно, что процесс это затратный и окупаемость их длительная. В бюджете города средств для строительства необходимого по стандартам количества спортивных и культурных центров не достаточно. И приходится придумывать, чем привлечь инвесторов.
Много вопросов вызвала инициатива, предлагаемая комитетом по экономической политике и стратегическому планированию. Это инвестиционный налоговый вычет для компаний, которые приобретают и внедряют отечественное ПО. В связи с уходом иностранных компаний российский продукт ощутимо дорожает, и возможность компенсировать часть таких затрат могло быть стать хорошим подспорьем для бизнеса. Но есть нюанс: чтобы получить вычет в Петербурге, нужно чтобы и сам продукт был произведен в нашем городе. Но есть ли у нас достаточное количество таких компаний, и будет ли софт соответствовать требованиям заказчиков? Зачастую это продукт уникальный и речь о конкуренции таких узкопрофильных разработчиков сейчас вряд ли идет. Тем временем, в Минцифры уже разрабатывают законопроект о дополнительном сборе с тех компаний, которые будут использовать иностранное ПО. Ведь за лицензии западным компаниям они не платят. То есть находятся в неравных условиях с теми, кто купил отечественный продукт и делает все необходимые отчисления разработчикам. По мнению коллег из центра, стимуляция рублем ускорит процесс перехода.
Также обсуждалась целесообразность возвращения пониженной ставки по УСН для обрабатывающих производств, научных исследований и разработок.
Работа над рассмотренными проектами будет продолжена. И очень важно и правильно, что профильные комитеты ищут эффективные инструменты поддержки бизнеса и промышленности и отстаивают свои инициативы!
Неизменной в большинстве случаев остается лишь позиция комитета финансов. От их лица всегда звучат требования о дополнительных просчетах, анализе, данных о краткосрочных экономических эффектах предоставляемых мер поддержки. Понятно, что сохранять имеющиеся деньги и зарабатывать больше – главная задача комитета. Но отмечу, что оценки их не всегда объективны. Например, мнение о том, что после введения налоговой реформы большая часть организаций, находящихся в данный момент на общей системе налогообложения, перейдет на упрощённую систему. Бизнес говорит об обратном. И возможно им будет выгоднее, перспективнее работать с НДС, иметь возможность учитывать все свои затраты и работать с крупными организациями.
Также не всегда понятен подход комитета финансов к оценке эффективности мер поддержки. Отдачи от предоставленных льгот они ждут прямо здесь и сейчас. В крайнем случае – через год. Ощутимое увеличение объёма производства, продаж, и соответственно налоговых отчислений. Но, в экономике так быстро все не работает.
Иная мера поддержки может показать свою эффективность и через три - пять лет.