Астры осенние. Редкий изысканный русский романс! Маргарита Корнеева и Олег Дорогов. #романсподгитару

Романс Николая Харито на стихи С. Грея «Астры осенние» не так знаменит, как два других произведения, созданных композитором в 1910-е годы, — «Отцвели хризантемы» и «Тени минувшего“. В наши дни «Астры» исполняются нечасто, а жаль - ведь это один из самых изысканных русских романсов! Николай Иванович Харито (1886–1918) написал его в 1914-м, в самый канун войны. В том же году новинка вышла в нотном издательстве Леона Идзиковского. К сожалению, до сих пор никому не удалось выяснить, кто такой С. Грей, указанный на обложке нотной тетради как автор стихов. Записать романс на грампластинку (в те годы — крайне важное условие для популяризации произведения) удалось лишь артисту оперетты М. Д. Ксендзовскому в том же 1914 году. Это было изделие варшавской фирмы «Сирена Гранд Рекорд», не имевшее ни большого тиража, ни позднейших переизданий. Поэтому пластинка быстро превратилась в раритет. При этом известно, что «Астры осенние» входили в репертуар Владимира Сабинина — одного из популярнейших романсовых исполнителей 1910-х годов. Война и последовавшие з не события отодвинули возможность дальнейшей популяризации романса на неопределенное время. В годы нэпа «Астры осенние», конечно, пели, но записать на пластинку (теперь уже советского монополиста под названием «Музтрест») снова никто не успел. А к началу 1930-х годов этот грустный меланхоличный романс в стране, бодро пошагавшей в социализм, не имел шансов на выживание. Вместе с «Хризантемами» и «Тенями минувшего» он не исполнялся и не переиздавался в нотах долгие десятилетия. И не миновать бы им полного забвения, если бы в 1920 году не возникло такое культурно-историческое явление, как русское зарубежье. Благодаря ему, многие русские романсы зажили новой жизнью. Первой из выступавших за рубежом знаменитостей «Астры осенние» записала на пластинку американская королева русского романса Маруся Сава (Мария Ивановна Савицкая) в мае 1939 года в Нью-Йорке. Несколькими годами позже там же, в Соединенных Штатах, «Тени минувшего» и «Астры осенние» включила в свой репертуар Сара Горби, выдающаяся русско-еврейская певица. Она исполняла романсы Николая Харито на своих сольных концертах и различных культурно-общественных мероприятиях русской диаспоры и в Америке, и в Париже, куда перебралась в 1948 году. Собственно, она-то и сберегла для нас эти романсы, увековечив их на французских долгоиграющих плас­тинках конца 1950-х («Тени минувшего») и начала 1970-х годов («Астры осенние»).
Back to Top