Три романса на стихи И.Бунина (муз. Е.Горенштейн. Исп. автор. Ф-но Е.Савинова)
«И цветы и шмели...» (1918)
«Настанет день...» (1916)
«Как дымкой даль полей...» (1889)
“сумел уже к 20 годам выработать собственную поэтическую интонацию и следовать ей на протяжении всего творческого пути“.
__
О стихотворении «И цветы и шмели...»: “14 июля 1918 переломный этап в жизни Бунина, покинувшего «красную» Москву. Обосновавшись в «белой» Одессе, он чувствовал, что уже никогда не увидит того, что видит в этот летний день. Сгинула старая Россия, к которой Бунин раньше относился отнюдь не однозначно, но теперь, в пору её крушения, он видит её как утраченный безвозвратно родной дом — Бунин не мог не чувствовать неизбежность эмиграции. Отсюда – переполненность стихотворения чувствами и обращение к евангельскому сюжету, адаптированному к обстоятельствам трудного этапа земного существования автора“ ()
Одесский период (1918—1919) до настоящего времени остается наименее изученным. Несмотря на частую смену властей, литературная жизнь города не затихала: основан и активно действовал литературный кружок «Среда» (по примеру московского), выходило много периодических изданий, организовывались литературные вечера, читались лекции. Во всех этих собраниях, журналах и газетах регулярно участвовал Бунин. Событием стала лекция «Великий дурман» (1919), которую Бунин прочел дважды при переполненном зале.
_
«Без истории»
Край без истории... Все лес да лес, болота,
Трясины, заводи в ольхе и тростниках,
В столетних яворах... На дальних облаках —
Заката летнего краса и позолота,
Вокруг тепло и блеск. А на низах уж тень,
Холодный сивый дым... Стою, рублю кремень,
Курю, стираю пот... Жар стынет — остро, сыро
И пряно пахнет глушь. Невидимого клира
Тончайшие поют и ноют голоса,
Столбом толчется гнус, таинственно и слабо
Свистят в куге ужи... Вот гаснет полоса
Чуть греющих лучей, вот заквохтала жаба
В дымящейся воде... Колтунный край древлян,
Русь киевских князей, медведей, лосей, туров,
Полесье бортников и черных смолокуров —
И теплых сумерек краснеющий шафран.
(16 июля 1916)
Бунин: «воспоминание, — употребляю это слово, конечно, не в будничном смысле, — живущее в крови, тайно связующее нас с десятками и сотнями поколений наших отцов, живших, а не только существовавших, воспоминание это, религиозно звучащее во всем нашем существе, и есть поэзия, священнейшее наследие наше, и оно-то и делает поэтов, сновидцев, священнослужителей слова, приобщающих нас к великой церкви живших и умерших. Оттого-то так часто и бывают истинные поэты так называемыми “консерваторами“, то есть хранителями, приверженцами прошлого. Оттого-то и рождает их только быт, вино старое. И оттого-то так и священны для них традиции, и оттого-то они и враги насильственных ломок священно растущего древа жизни» (из статьи «Инония и Китеж», 1925).
“В этом высказывании — ключ к его поэтической философии, его литературной позиции, и восприятию его современниками. «Консерватизм» Бунина в выборе поэтических тем и форм вырастает из его личной метафизики, вовсе не ограничиваясь стилистическими приемами, в которых, действительно, больше традиционного, чем новаторского. Этот своеобразно воспринятый консерватизм выводит на совершенно новый уровень художественной реальности, хотя и подготовленной в романтической лирике (главным образом Тютчева и Фета), но приобретающий у Бунина новый смысл и новое выражение.
В сопряжении экзистенциальных мировоззренческих открытий XX века, заставивших переосмыслить (в том числе) традиционную пейзажную лирику, и обращенности в прошлое, к генетическому «воспоминанию» как истинному источнику поэтического чувства и состоит, пожалуй, главная особенность поэзии Бунина 1900-1920-х“.
Бунин “глубоко воспринял и сохранил в своей поэзии традиции русского 19 в., что было и оставалось вызовом для его времени и многих его современников. С самого начала творческого пути он остро ощущал биение поэтических ключей русской лирики середины 19 в. – это ощущение было и его главной опорой, и попыткой удержаться от мощного воздействия раннего модернизма. [...] Бунин одновременно вторил лучшим поэтам середины 19 в. и пел собственным, неповторимым голосом. В рецензии 1929 г. на парижское издание «Избранных стихов» Бунина Набоков, в те годы стремительно превратившийся из ученика в соперника Бунина среди прозаиков русского рассеяния, назвал стихи Бунина «лучшее, что было создано русской музой за несколько десятилетий» и добавил: «Музыка и мысль в бунинских стихах настолько сливаются в одно, что невозможно говорить отдельно о теме и о ритме». Это, впрочем, верно лишь отчасти и по отношению к среднестатистическому стихотворению Бунина. Набоков тут скорее говорит о самом себе, а не о лучших стихах Бунина“ (
13 views
212
43
2 months ago 00:04:32 1
Анжелика Варум - Паромщик [Lyric Video] | Новые песни 2020
2 months ago 00:03:41 1
Три красавицы небес
2 months ago 00:02:48 1
Божественный романс, написанный в 22 года...По улице моей который год...
2 months ago 01:07:24 1
Сборник песен в исполнении Сергея Захарова. Эстрада 1970-80-х
2 months ago 00:05:23 1
Актеры СССР & КИНО (Виктор Цой) – Кончится лето / Кастусь TV
2 months ago 01:48:20 1
Поёт Николай Караченцов
2 months ago 00:06:23 1
Долгий путь к счастью Нины Шацкой: первый раз замуж в 53 года и сразу за миллиардера
2 months ago 02:52:23 1
Гордиев узел, интересный фильм, мелодрама насыщенная эмоциями
2 months ago 01:54:47 1
Большие и маленькие. 3 сезон. Народный танец @SMOTRIM_KULTURA
2 months ago 00:41:26 1
ЛУЧШАЯ МУЗЫКА ИЗ СОВЕТСКИХ КИНОФИЛЬМОВ
2 months ago 00:04:05 3
Ирина Крутова “Нежность“ (Опустела без тебя земля) - памяти Николая Добронравова. Романтика романса
2 months ago 00:02:25 4
Mass Effect 3 - DLC “Citadel“ (Garrus Romance) - Tango
2 months ago 00:02:21 1
Сумишевский вне себя от горя! Подруга шокировала, сразу после смерти жены! Наташа очень хотела жить
2 months ago 00:26:25 1
Авраам / Праотцы / Телеканал Культура
2 months ago 00:00:20 1
Shadowheart’s cutest romance banter in Baldur’s Gate 3
2 months ago 01:14:39 1
Павел Прилучный — впервые про развод, депрессию, вторую свадьбу и новый «Мажор»
2 months ago 00:09:05 4
Георгий ДУБРОВСКИЙ, “Эй, ямщик, гони-ка к “Яру“...“. Париж, 1927. Эмигрантские песни.
2 months ago 01:39:59 1
Евгений Цымбал: о Шепитько, Рязанове и Тарковском
2 months ago 00:02:58 1
Три гениальности: Микаэл Таривердиев, Марина Цветаева и Полина Агуреева
2 months ago 00:13:16 1
Стравинский. США и СССР (3)
2 months ago 01:38:17 1
РЕДКО МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ТАКУЮ ПРЕЛЕСТЬ НА ЭКРАНАХ! ЗРИТЕЛИ БЛАГОДАРЯТ ЗА ПРОСМОТР! МОСКОВСКИЙ РОМАНС
2 months ago 00:02:41 1
Baldur’s Gate 3 - Romance con Corazón Sombrío
2 months ago 00:04:37 1
Партизан фм | Раз ухаживал за девушкой три года | The Partizan FM Russian folk band