Объект нематериального культурного наследия Тверской области Весьегонские коровушки

Изготовление фигурок домашних и лесных животных, птиц из теста накануне Рождества довольно распространённый обычай. В Весьегонском районе Тверской области на святки, в Рождественский сочельник, пекут обрядовое печенье с ласковым названием коровушки. Коровушки — фигурки из теста в форме коров, овец, лошадей, птичек и т.д. – изображали домашних и диких животных, птиц. Угощали ими, как правило, домочадцев, родных, соседей и особенно детей. По сведениям информантов, «раньше все делали коровушки. В каждом доме. Тесто намесят, туго его сделают, чтоб можно было лепить… И все лепили по-разному. В каждом доме по-своему лепили» (Г.М. Сазанова, 2013). Коровушки нужно было обязательно испечь, чтобы обеспечить природный баланс: домашняя скотинка была в порядке, птицы-звери в лесу водились и т.п. Название «короушки» связывают с библейской историей рождения Христа, которого положили в ясли к коровам. Круг образов практически не ограничивался, но среди коровушек нет фигурок рыб. В краю, богатом реками, где раскинулось большое Рыбинское водохранилище, где рыбная ловля – с детства привычное занятие, фигурка рыбы отсутствует: рыба не присутствовала при рождении Христа. Создаваемые образы условно можно разделить на три категории. Однофигурные. Делали всю скотину, какая есть: — домашних животных и птиц: коров, лошадок, барашков, козлов, собак, кошек, курочек, петухов, уточек; — лесных животных: медведей, лосей, белочек, зайцев, лис, — птиц: цыпушек-голубушек, гулинёк; — нетрадиционные образы, подсказанные современной жизнью: тяни-толкая, христосика; Многофигурные. Своеобразные сюжетные композиции: «Кукушка на пёнышке», «дед Мазай и зайцы», «всадник на коне», «свинья с поросятками», «курица-наседка в гнезде», «птички на бревне». Баская коровушка. «Баская» — значит «красивая» (басы, басить = украшать). Такое название она получила благодаря очень нарядному внешнему виду и сложности выполнения. Ее изготавливали не для еды, а для хранения, для красоты. Такая коровушка наделялась особыми магическими свойствами. Ее украшали цветными нитками, нарезанными тряпочками, фольгой, блестками. Такую коровушку в настоящее время уже никто не умеет лепить. Сохранились только воспоминания, небольшое количество фотографий и бесценные видеозаписи. Такую коровушку, по просьбе, девушка дарила парню, за что в Крещение он ей дарил конфеты. Существует свидетельство о том, что если девушка не умела делать баскую коровушку, то она заказывала ее у бабушки, чьи коровушки в деревне славились. Если мать не умела, допустим, делать баскую коровушку, ходили учиться. Умение лепить баскую коровушку высоко ценилось: бабушки вспоминали, что «бабе Мане Сёмкиной воз дров привезли за эту за короушку» (К.И.Шаронова). Оставляли баскую коровушку в красном углу, дарили родне. Иногда делалась такая коровушка размером с чайное блюдце. В книге Г.М. Сазановой замечательно описан процесс лепки рядов у баской коровки А.А Сазановой: «Сначала сделает «коровушке» головку с рожками и глазками, затем начинают по кругу лепить «басы» (басить – украшать). Вокруг головушки лепили цветочки, травинки – чтоб коровушка сыта была. Потом шли «молодчики» (как маленькие человечки с головушками) – чтоб у девушки женихи были. Затем шли колечки – чтобы девушка обручилась в этом году. Дальше шёл «овёсец» (как овсяные зёрнышки) – чтоб хлеб уродился и был корм скотине. Грибочки и ягодки – чтоб в лесу грибы и ягоды уродились. Гребешки – чтоб у девушки жених и скотина на дворе чистыми были. Ладошечки и лопаточки – чтоб земля обработана была. Затем все «басы» обвивались жгутиком, скатанным из теста. Между «басами» лепились украшения из мелко настриженных полосок цветной бумаги или кусочков ниток разного цвета. Всё это называлось – «убантить коровушку» т. е. налепить бантиков. В деревне Слуды такая «коровушка» называлась «грибатка». Был и другой способ делать «баскую коровушку». «Так, в деревне Горка, на «баской коровушке» делали сорок «басов»: вокруг головушки сажали сорок «гулинёк» («гуленёк» — голубочков), а других «басов» не делали. «Бантили» нитками (гарусом) или цветной бумагой. Сорок «гулинёк» сажали вокруг головушки, потому, что у Иисуса Христа три годовых праздника: в Рождество родился, в Крещение крестился, в Сретенье с Господом Богом встретился. От Рождества до Сретенья сорок дней. Девушки считали, что обязательно встретятся со своим женихом, если сделают на «коровушке» сорок «гулинёк». Сделанные «коровушки» выносили на деревянном донце на мороз до утра. А коровушки Клавдии Ивановны Шароновой, отличалась от других тем, что ее коровушка вся в розочках, других украшений она не делала. Украшалась баская коровушка гарусом (шерстяные нитки), стружкой из цветной бумаги и фольгой.
Back to Top