Литературное чтение 3 класс (Урок№11 - И.3. Суриков «Детство», «Зима».)
Литературное чтение 3 класс
Урок№11 - И.3. Суриков «Детство», «Зима».
Занятия крестьян зимой
Издревле на Руси зимой люди находили себе занятия для отдыха. Крестьяне предпочитали зимние забавы. Играли в снежки, строили крепости и обороняли их, катались на санях, на коньках, на лыжах, играли в клюшки с деревянным мячом, лепили снежную бабу.
мы узнаем:
творчество И.З.Сурикова;
мы научимся:
сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
мы сможем:
выразительно читать стихотворения.
Иван Захарович Суриков – талантливый поэт. После смерти мамы мальчику пришлось переехать в город к отцу и много работать. Но будущий поэт вспоминал спокойный, мирный, простой уклад и красоту деревенских окрестностей. Когда Иван освоил грамоту, он начал «поглощать» книги. Больше всего его привлекли стихи. Это событие и стало поводом изучить теорию стихосложения и начать свой творческий путь.
«Детство»
В тексте встречаются слова, значения которых могут быть не понятны.
Кубарем – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку).
Лапти – крестьянская обувь, сплетённая из лыка.
Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.
Прялка – приспособление для ручного прядения.
В стихотворении есть строчки, в которых представлена семья зимним вечером.
Конечно, в ХIХ веке, когда было написано стихотворение, семейные вечера отличались от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и т.д. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.
Проанализируем стихотворение И.З. Сурикова «Детство».
Событие происходило зимой в деревне на горке. Мальчик вспоминал о катании с горки, и как он свалился в сугроб. Но всё равно он был счастлив.
Во второй части стихотворения рассказывается, как внук слушал сказку «Иван-царевич и Серый волк», которую ему рассказывала бабушка. Мальчику было страшно, потому что вьюга завывала, как сердитый, злой волк из сказки. Но старушка рассказывала сказки спокойно, плавно, мирно, и мальчишка сразу успокаивался и засыпал. Ему снился сказочный сон…
Душевное состояние лирического героя автор усиливает описанием природы. Тревогу выражает олицетворениями: сердце мрёт, вьюга поёт; эпитетами: ветер злой и сердитый.
Спокойствие героя автор выражает, сравнивая бабушкину речь с ручейком.
Основная мысль стихотворения заключена в последнем четверостишии. В нём говорится о весёлых детских годах без огорчений.
Это стихотворение автобиографичное. Автор вспоминает все радостные события детства. У него были огорчения, но всё уже в прошлом. Автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.
Детские годы – это действительно весёлые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.
Продолжаем знакомиться с творчеством И.З. Сурикова
В стихотворении описываются зимние изменения в природе. С приходом зимы природа засыпает, деревья одеваются в белые наряды. Дни становятся короче, солнце светит мало. Дети играют в снежки, катаются на санках. Взрослые утепляют жилища. Наступают спокойные вечера для рукоделия, песен, чтения сказок и бесед в кругу семьи.
Поэт для создания образов использует следующие приёмы выразительности: сравнение, олицетворение, эпитеты.
Обратимся к толковому словарю Ожегова.
Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому. Например, лес – шапка, поле – пелена.
Эпитет – образное, художественное определение. Например, пушистый снег, снеговые горы.
Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Например, снег ложится, лес принакрылся, пришли морозцы.
На примере стихотворений И.З. Сурикова можно понаблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), найдем рифмующиеся слова.
Обратимся к толковому словарю Ожегова.
Ритм – равномерное чередование элементов. Например, мало – настала, укрыто – сердитый.
Рифма – созвучие концов стихотворных слов. Например, стужи – снаружи, щели – метели, давно – темно.
В стихотворениях И.З. Сурикова прослеживается любовь к родным местам, отображаясь в строках:
Вот моя, деревня,
Вот мой дом родной.
Поэт в своём творчестве выражает любовь к природе, описывая русскую зиму в широких деревенских просторах. Поэт привлекает внимание читателей на традиции и быт крестьянского народа на Руси. Это и русские забавы, и сказки, и прядение льна, и плетение лаптей. В избе печь, мужская и женская половины. Всё это объединяется в высокое понятие – Родина.
1 view
21
3
6 months ago 00:05:41 1
Математика 3 класс (Урок№15 - Таблица умножения и деления с числом 5.)
6 months ago 00:04:51 1
Литературное чтение 4 класс (Урок№33 - Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».)
6 months ago 00:04:50 1
“Натюрморт“ И.Бродский. Читает Елена Бедрак
6 months ago 00:09:10 1
Что прочитать летом? [Исповедь литературоведа]
6 months ago 00:02:15 1
Литературное чтение 1 класс И. Пивоварова «Кулинаки пулинаки»
6 months ago 00:02:31 2
Литературное чтение 2 класс (Урок№66 - Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине».)
6 months ago 00:07:56 1
Юрий Никулин читает фрагменты из своей книги “Почти всерьез“ (1982)
6 months ago 01:02:24 1
Чехов. Рассказы. Читает Ростислав Плятт (1985)
6 months ago 00:10:11 1
Литературное чтение 3 класс (Урок№61 - Г.Б. Остер «Вредные советы».)
6 months ago 08:11:01 1
М.П. ЧЕХОВ «ВОКРУГ ЧЕХОВА». Аудиокнига. Читает Александр Бордуков
6 months ago 00:00:22 1
Литературное чтение 1 класс. Е. Благинина “Подарок“
6 months ago 00:06:26 1
Ваш репетитор. Урок литературного чтения, 2 класс “ Э.Н. Успенский “Чебурашка““
6 months ago 00:02:36 1
Литературное чтение 1 класс 2-я часть. раздел “И в шутку. и всерьёз“
6 months ago 00:29:18 1
Поэтесса Юлия Друнина читает стихотворения военных лет, рассказывает о себе (1984)
6 months ago 01:47:51 1
Зачем читать роман Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита“?
6 months ago 00:55:22 1
Леонид Филатов. Про Федота-стрельца, удалого молодца. Читает автор (1988)
6 months ago 00:09:17 1
Литературное чтение. 1 класс. Чуковский “Телефон“
6 months ago 00:12:35 1
М. Зощенко «Великие путешественники». Видеоурок 31. Чтение 3 класс
6 months ago 02:38:47 1
Отраслевая конференция: «КНИЖНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ В РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»
6 months ago 00:07:06 1
Литературное чтение 1 класс (Урок№58 - М. Пляцковский. «Помощник».)
6 months ago 00:06:16 1
Литературное чтение 1 класс (Урок№56 - И. Пивоварова. «Кулинаки-пулинаки». О. Григорьев. «Стук».)
6 months ago 00:55:22 1
Про Федота-стрельца, удалого молодца. Читает автор Леонид Филатов (1988)
6 months ago 12:12:55 1
Лев Толстой “Война и мир“. Избранные страницы. 1 часть. Читают советские актеры (1977) / Аудиокниги