Когнитивно-поведенческая психотерапия. Согласно принципу, на котором основывается этот вид терапии, для изменения поведения не обязательно понимать определяющие его психологические причины.
Цель ее, главным образом, - формировать и укреплять способность к адекватным действиям, к приобретению навыков, позволяющих улучшить самоконтроль.
Методы поведенческой психотерапии включают положительное и отрицательное подкрепление, наказание, систематическую десенсибилизацию, градуированное представление и самоконтроль.
Поведенческая психотерапия стремиться заменить неприемлемые действия приемлемыми и использует методы, ведущие к уменьшению или прекращению нежелательного поведения, например: при одной из техник клиента обучают диафрагмальному дыханию для снятия беспокойства. Терапия может проводится с использованием систематической десенсибилизации, то есть постепенного, поэтапного привыкания к пугающей ситуации. Либо методом нагнетания вызывающих тревогу факторов: клиентов ставят в пугающую ситуацию и помогают с ней справиться.
Метод нагнетания вызывающих тревогу факторов считается наиболее эффективным методом поведенческой психотерапии, при условии, что клиент может выдержать связанную с терапевтическим воздействием тревогу. В случае если данный метод основывается на противопоставлении воображаемой и реальной жизни, он называется имплозией.
Терапевты когнитивно-поведенческого направления предполагают, что психопатологические отклонения являются следствием неточной оценки событий, и следовательно, изменение оценки этих событий должно вести к изменению эмоционального состояния клиента.
Когнитивно-поведенческая терапия учит клиентов по-другому реагировать на ситуации, которые вызывают приступы паники и другие признаки беспокойства. В этом случае устраняются иррациональные суждения, возникшие на фоне тревоги и косвенным образом поддерживающие ее.
Терапия основана на теории, в соответствии с которой поведение человека определяется его мыслями о самом себе и его роли в обществе. Дезадаптивное поведение обусловлено укоренившимися стереотипами, которые могут привести к когнитивным искажениям, или ошибками в мышлении. Соответствующая терапия ориентирована на коррекцию подобных когнитивных искажений и их следствия в виде поведенческих установок.
Суицидальная склонность также может быть мишенью терапии. Один из терапевтических подходов состоит в том, чтобы научить клиента:
а) думать об иных способах решения проблемы;
б) отвлекаться от суицидальных желаний, используя различные техники отвлечения внимания.
Метод когнитивной репетиции также может быть использован в работе с суицидальными клиентами. Клиент должен:
1) представить себя в безвыходной ситуации;
2) прочувствовать отчаяние и суицидальные импульсы;
3) попытаться выработать возможные решения проблемы, несмотря на давление суицидальных желаний.
После этого клиенту дается задание опробовать эту технику в реальных жизненных ситуациях. Он должен погрузиться в неприятную ситуацию (например, ситуация конфронтации с кем-либо) и затем попытаться найти реалистические способы решения возникших проблем.
В тех случаях, когда ядром суицидального желания является чувство безысходности, терапевт, используя различные методы, должен показать клиенту: а) что его текущая жизненная ситуация допускает другие, не столь мрачные истолкования и б) что у него есть возможность решить свои проблемы иным способом.
Терапевтическая стратегия при работе с чувством безысходности основана на предпосылке, что мышление и восприятие депрессивного клиента скованы рамками предвзятых умозаключений. Клиенту не приходит в голову подвергнуть сомнению свои предубеждения. Терапевт указывает клиенту на факты, противоречащие его умозаключениям, и создавая таким образом «когнитивный диссонанс», побуждает клиента пересмотреть свою позицию.
Список используемой литературы:
1. Андреас С., Герлинг К., Фолкнер Ч. Миссия НЛП: новейшие американские психотехнологии. – М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2000.
2. Бэндлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг: Воронеж, МОДЭК, 2005.
3. Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. – М.: Медицина, 1990. – 384 с.
4. Ковалев С.В. Исцеление с помощью НЛП. Нейро-лингвистическое программирование психосоматических исцелений.- М., КСП , 2009.
5. Квинн В. Прикладная психология. – СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 560 с.
6. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с.
7. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 464 с.
8. Основы социально-психологической теории / Учебное пособие для социологов, психологов, преподавателей и студентов: Н.Н. Богомолова, А.А. Бодалев, Р.Б. Гительмахер и др. / Под общей ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 421 с.
9. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту
10. Середа Е.И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и лич