Психология аномального развития. Понятие аномальный ребенок.
Психология аномального развития.Понятие «аномальный ребенок». Соотношение социального и биологического в возникновении психических нарушений.
Список используемой литературы:
1. Ведехина С.А. Клиническая психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.А. Ведехина. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Научная книга, 2012 — 159 c. — 2227-8397. — Режим доступа:
2. Корецкая И.А. Клиническая психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / И.А. Корецкая. — Электрон. текстовые данные. — М. : Евразийский открытый институт, 2010 — 48 c. — 978-5-374-00366-6. — Режим доступа:
3. Човдырова Г.С. Клиническая психология. Общая часть [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 — 247 c. — 978-5-238-01746-4. — Режим доступа:
Одной из важнейших задач современной практической психологии является психологическая диагностика и коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям.
При исследовании ребенка с отклонениями в развитии в центре внимания психолога обычно стоит вопрос о психологической квалификации основных психических расстройств, их структуры и степени выраженности. Оценка нарушений развития у детей учитывает также и отклонения от стадии возрастного развития, на которой находится ребенок, то есть особенности дизонтогенеза, вызванного болезненным процессом, его последствиями. В детском возрасте чувствительность отдельных сторон психики к вредоносным воздействиям определяется не столько их характером, сколько особенностями той возрастной стадии развития, на которой находится ребенок. Чем меньше ребенок, тем больше на первый план выступают признаки нарушения развития — дизонтогенеза. Чем раньше произошло поражение мозга, тем чаще в картине дизонтогенеза появляется компонент психического недоразвития.
В этой связи вероятно появление признаков изоляции, патологической акселерации, регресса ряда психических функций. Эти изменения задерживают формирование новых психических процессов, затрудняют прогрессивные перестройки, необходимые для нормального развития.
К основным направлениям деятельности психолога при работе с аномальными детьми относятся в первую очередь следующие.
1. Выявление и систематизация патологической симптоматики и ее психологическая квалификация.
2. Осуществление структурного анализа расстройств, выявление первичных симптомов, связанных с болезнью, а также вторичных симптомов, обусловленных аномальным развитием в условиях болезни.
3. Разработка программы психокоррекционных мероприятий в зависимости от характера, происхождения и конкретного механизма нарушений, направленной на их предупреждение, уменьшение или устранение.
4. Проведение восстановительного обучения детей с нарушениями высших психических функций, таких как речь, мышление, чтение, счет, письмо, конструктивная деятельность, имеющих место при локальных поражениях мозга.
Изучение закономерностей аномалий развития психики сосредоточено в сфере детской патопсихологии, дефектологии (специальной психологии и специальной педагогики) и детской психиатрии.
Дефектология как область знания сложилась в результате развития и интеграции отдельных ее отраслей:
- сурдопедагогики (воспитание и обучение детей с недостатками слуха);
- тифлопедагогики (воспитание и обучение детей с дефектами зрения);
- олигофренопедагогики (воспитание и обучение умственно отсталых детей);
- логопедии (изучение и коррекция недостатков речи), а также выявления общих закономерностей развития, обучения и воспитания аномальных детей.
Адекватным в этих условиях является комплексный подход к изучению аномальных детей различными специалистами (педагогами, врачами, дефектологами, психологами, физиологами).
Развитие дефектологии тесно связано с детской неврологией, сформировавшейся, в свою очередь, на стыке невропатологии и педиатрии, благодаря которой оказалось возможным изучение онтогенеза нервной системы ребенка, соответствия развития нервно-психических функций возрасту, выявление причин задержек и искажений развития, а также исследование изменений нервной системы при различных патологических состояниях, ее роли в этиопатогенезе заболеваний детского возраста.
Большое значение для развития дефектологии имеют достижения психологии, в частности, таких ее отраслей, как нейропсихология и детская патопсихология. Нейропсихологический анализ позволяет на основе клинических и экспериментально-психологических данных очертить круг поражений психических процессов, возникающих при локальных поражениях мозга. Патопсихологические исследования раскрывают закономерности распада психической деятельности и свойств целостной личности в ситуации болезни, основанные на сравнительном анализе формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме.
1 view
25
9
2 days ago 00:01:01 3.9K
Торсионная дистония
5 days ago 00:43:30 226
СТРАННЫЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ЛЮДЕЙ 411
5 days ago 00:37:45 717
“411 пропавшие“ ЧАСТЬ 1 - ЯГОДНИКИ
2 weeks ago 01:01:05 58
Пошла жара: влияние аномальных температурных явлений на работу практических психологов
2 weeks ago 00:01:03 3.2K
Эпилепсия
2 weeks ago 00:30:17 3.1K
[Anton S Live] Аршавин, какое дно! Обвал рубля. Диагноз мужа Федункив. Степанова свихнулась. МОбилизация школьников
3 weeks ago 00:30:08 17
Влияние аномальной светопериодичности на психоэмоциональное состояние людей на Крайнем Севере
3 weeks ago 00:02:49 74
Исчезновение Бэтти Джин
4 weeks ago 00:24:52 2
Pedagogika va psixologiya fakulteti Odina O’ralova. Mavzu: Korreksion pedagogika asoslari.
1 month ago 00:03:41 40
Go Home Annie - Обзор на Официальный Трейлер (2024) Новый психологический Триллер во вселенной SCP
1 month ago 00:00:55 3
Сотрудники МЧС России прошли психологическую подготовку на огневой полосе
2 months ago 00:28:19 7
Развитие ясновидения методом реинкарнационного самопознания I Наталья Бехтерева
2 months ago 00:26:28 36.4K
Психология хаёв (см. описание)
2 months ago 00:11:58 1
Психотронное Оружие Что Это и Как Воздействует
2 months ago 00:04:00 164
Неподдельный детский интерес - это не деформация сознания ребенка войны, это «нормальная ненормальность»!
2 months ago 00:20:02 1
Уфологическая психология | ТУЛИН Алексей / НЕПОЗНАННОЕ.2023
2 months ago 00:06:20 1.1K
Саморегуляция деятельности старших подростков в связи с их рефлексивными способностями
2 months ago 00:02:40 668
Влияние и сила религиозного эгрегора.
2 months ago 00:07:27 1
САШАТАНЯ — сериал ТНТ и психология | ненормальная семья
2 months ago 00:45:53 162
Виталий Правдивцев о зеркалах Козырева
2 months ago 01:21:11 1
КАК РАСКРЫТЬ ЭКСТРАСЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Родина Н.В. психолог, парапсихолог, доктор философии.
3 months ago 00:00:46 1
Польша обвинила РФ в “информационно-психологической операции“ на фоне наводнения в стране
3 months ago 00:07:26 1.5K
[PANOPTICUM] САШАТАНЯ — сериал ТНТ и психология | ненормальная семья
3 months ago 00:05:42 1
Это видео повысит твои вибрации и поможет в сложной ситуации / Психологическая помощь