«Искусство – наше оружие» (онлайн-беседа) / Марафон памяти «Блокада: не из учебника»
«Пища духовная, когда так мало было просто хлеба, она не обесценивалась, она значила больше, чем в «сытые» времена». Цитата из «Блокадной книги» А. Адамовича и Д. Гранина очень просто и в то же время емко определяет место в бытовании блокадного Ленинграда тех явлений, которые поднимали дух сопротивления, приносили радость, помогали ощутить себя живыми. Одними из самых сильных и трогательных страниц героической обороны жителей города на Неве являются события, связанные с деятельностью учреждений и людей искусства.
Предлагаем вспомнить подвиг Санкт-Петербургского Театра музыкальной комедии и Симфонического оркестра Радиокомитета – коллективов, оставшихся в блокадном городе; созданных в осаде Театра народного ополчения и театра Краснознаменного Балтийского Флота; рожденного в октябре 1942 года нового Городского театра, который сегодня носит имя Комиссаржевской. В ряду незабываемых событий стоит исполнение 9 августа 1942 года в Ленинграде Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича под управлением настоящего героя – дирижера Карла Ильича Элиасберга, оставшегося в осажденном городе на весь срок блокады. И совершенно невозможный, казалось бы, факт – старейшая балетная школа России (ныне – Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой) ни на день не прекращала своей работы. Оставшиеся в городе педагоги преподавали, а учащиеся – занимались. Два блокадных набора дали русскому искусству не одно замечательное имя.