За пульт Томского академического симфонического оркестра встанет молодой дирижёр из Новосибирска Сергей СИМОНОВ. Томские зрители познакомились с ним в дни проведения первых Международных открытых мастер-классов по дирижированию симфоническим оркестром, которые проводил маэстро Владимир ПОНЬКИН в декабре 2022 года. Сергей Симонов стал финалистом проекта и в концерте «ДЕВЯТЬ дирижёров и один оркестр» 23 декабря 2022 работал с Томским академическим.
В концертном сезоне 2023/2024 Сергей СИМОНОВ вновь выйдет на томскую сцену – в рамках нового абонемента филармонии «Академия дирижёров».
Концерт «КиноКлассика» 22 октября – его идея. Этим вечером Органный зал Томской филармонии наполнится звуками произведений, которые вновь и вновь вдохновляют режиссёров в работе над новыми киношедеврами, а зрителям помогают лучше понять как замысел авторов фильмов, так и самих себя.
Классическая музыка зачастую настолько органично сочетается с визуальным рядом фильма, что даже не верится, что эта музыка была написана задолго до съёмок того или иного кино, а порой и вовсе до зарождения кинематографа.
Как, где и с какой целью режиссеры использовали шедевры мировой классики в реализации своих замыслов?..
Где-то музыка используется как иллюстративный элемент киноленты, в другом фильме – это сильный рычаг в достижении образно-эмоционального воздействия на зрителя, а в иной картине – музыка выступает частью или даже основой замысла режиссёра.
Так обращение Георга VI к нации в биографической драме «Король говорит» (2010) сопровождает фрагмент Седьмой симфонии Людвига ван Бетховена (1812). Также это сочинение звучит во многих других не менее известных фильмах, подчёркивая особый эмоциональный фон драматизма сюжета.
Композитор Эдуард Уильям Элгар здорово удивился бы, узнай, что его «Энигма-вариации» (1899) замиксуют с музыкой в жанре трип-хоп в фантастическом фильме братьев Вачовски.
В творчестве одного из самых «музыкальных» мультипликаторов Уолта Диснея каждый мультфильм с особой чуткостью пронизан музыкальным материалом. А есть и такие, которые прямо посвящены музыке. Проект «Фантазия» (1940) – поразительно смелый и безумно рискованный и не только для своего времени – входит в число избранных фильмов, хранящихся в Национальном киноархиве библиотеки Конгресса, а эпизод «Ученик чародея», который создан по одноимённому скерцо Поля Дюка (1897), считается его лучшей и самой популярной частью. Возрождение «Ученика Чародея» в кино стало возможно в 2010 году благодаря страстному поклоннику мультфильма «Фантазия» Николасу Кейджу.
«Лично для меня, это самый красивый фильм на земле, – признаётся актёр. – Наверное, «Фантазия» стала первым фильмом, на который родители меня привели в кино. Она познакомила меня с миром кино, с миром анимации Уолта Диснея и заодно с классической музыкой. Сила воображения, заложенная в этом фильме, просто унесла меня. Я думаю, она сильно повлияла на мою жизнь, хотя я был ещё совсем маленьким. Я до сих пор раз в году пересматриваю «Фантазию»: гашу свет и забываю обо всём».
Исполнители:
ТОМСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Дирижер - Сергей СИМОНОВ (Новосибирск)
В программе:
Бетховен. Симфония № 7 ля мажор (I и II части)
Элгар. «Энигма-вариации»
Дюка. Симфоническое скерцо «Ученик чародея»