Биология 9 класс (Урок№18 - Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.)
Биология 9 класс
Урок№18 - Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.
На этом уроке вы познакомитесь с основными положениями хромосомной теории наследственности Т.Моргана. Узнаете о наследовании признаков, сцепленных с полом. Научитесь различать половые хромосомы и аутосомы, а также выявлять признаки, наследование которых сцеплено с полом.
Основные положения хромосомной теории наследственности
• Гены – единица наследственной информации
• Гены в хромосоме расположены линейно.
• Каждый ген занимает определенное место - локус.
• Каждая хромосома представляет собой группу сцепления. Число групп сцепления равно гаплоидному числу хромосом.
Сцепление генов может нарушаться в результате кроссинговера.
Гены, расположенные в негомологичных хромосомах, наследуются независимо друг от друга и образуют различные комбинации.
Наследование пола
Наследование признаков, сцепленных с полом
Признаки, определяемые генами, расположенными в половых хромосомах, называются сцепленными с полом.
Наследование признаков, сцепленных с полом, происходит по типу «крисс-кросс».
Х- и У-хромосомы имеют общие гомологичные участки, где локализованы гены, определяющие признаки, которые наследуются одинаково как у женщин, так и у мужчин.
Помимо гомологичных участков, есть и негомологичные участки:
Негомологичный участок У-хромосомы: пол, перепонка между пальцами, волосатые уши, аллергия (от отца к сыну).
Негомологичный участок Х-хромосомы: гемофилия, мышечная дистрофия Дюшена, атрофия зрительного нерва, дальтонизм.
Наследование гемофилии
XH – ген нормальной свертываемости крови.
Xh – ген гемофилии.
Если X-хромосома мужчины имеет аллель h, то мужчина страдает гемофилией: X-хромосома не несет генов, определяющих механизмы нормального свертывания крови.
В онтогенезе действуют не отдельные гены, а весь генотип как целостная система со сложными взаимодействиями между ее компонентами
Наследование – передача генетической информации из поколения в поколение.
Наследование бывает: ядерное и неядерное. Ядерное может быть моногенным и полигенным.
Кодоминирование – участие обоих аллелей в определении признака у гетерозиготной особи, сочетание в генотипе нескольких аллелей одного гена.
В клинической практике принято следующее написание групп крови.
Первая группа крови – О (I).
Вторая группа крови – А (II).
Третья группа крови – В (III).
Четвертая группа крови – АВ (IV).
Сверхдоминирование – более сильное проявление признака у гетерозиготной особи (Аа), чем у любой из гомозигот (АА или аа). Явление лежит в основе гетерозиса.
Взаимодействие неаллельных генов (У. Бэтсон)
I. Комплементарность (дополнительность)- взаимодействие генов, при котором доминантные аллели двух генов при совместном нахождении в генотипе (А-В-) обусловливают развитие нового фенотипа по сравнению с тем, что обусловливает каждый ген в отдельности (А-вв, ааВ-).
II. Эпистаз
Эпистаз – тип взаимодействия аллелей двух генов, при котором аллели одного гена подавляют действие аллелей другого гена.Гены, подавляющие действие других генов, называют супрессорами, или ингибиторами.Эпистаз бывает доминантным и рецессивным.
Пример решения задачи:
У кур окраска оперения – признак, сцепленный с полом. Черное оперение – рецессивный признак. Какими будут цыплята при скрещивании черного петуха с полосатой курицей?
Пример решения задачи:
Какова вероятность получения в потомстве трехцветных котят от скрещивания трехцветной кошки с черным котом. Известно, что ХВХВ – черная кошка, ХвХв – рыжая кошка, ХВХв – черепаховая кошка, ХВУ – черный кот, ХвУ – рыжий кот.
Пример решения задачи:
У женщины с I группой крови родился ребенок с I группой крови. Будет ли удовлетворен судом иск о признании отцовства к Л.М., у которого IV группа крови?
Пример решения задачи:
От скрещивания платиновых лисиц получено 185 лисят, из них 127 платиновых, 58 серебристых. а) почему в потомстве платиновых лисиц всегда происходит расщепление; б) каков генотип существующих платиновых и серебристых лисиц; в) отличается ли полученное расщепление потомства от ожидаемого по законам Менделя?
1 view
0
1
2 months ago 01:26:18 1
ОПАСНЫЕ ошибки ПИТАНИЯ! Почему вы ВСЕГДА УСТАВШИЕ и БЕЗ СИЛ? | Микробиолог Дмитрий Алексеев
2 months ago 00:12:04 1
L-Аргинин l Помоги Сосудам l Какой выбрать l Как принимать
2 months ago 03:16:34 1
ПО ИТОГУ НАУКА или НАЙКА? Наёмный Командир [NAUKA]. 1585 Эло Рейтинг
2 months ago 00:14:07 1
“Собака с карандашом“ ▶ Поделки
2 months ago 00:08:39 1
9 неожиданных признаков, что вы будете долго жить, согласно науке #долголетие #долгожить
2 months ago 00:07:22 1
Деление клетки. Митоз. Видеоурок по биологии 9 класс
2 months ago 00:14:21 1
Трамвай “5206 по 9 от пр. Луначарского, 68 до пр. Науки“ СПб 14-***: ЛВС-86К-М 5206 по №9 ()
2 months ago 00:06:07 1
Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Видеоурок по биологии 10 класс
2 months ago 00:53:19 1
КАК МУЗЫКА МЕНЯЕТ МОЗГ? / Редакция.Наука
2 months ago 01:57:01 1
Эти мифы о здоровье КРАДУТ ГОДЫ ЖИЗНИ! Кандидат медицинских наук Масгутов Р.
2 months ago 04:28:53 1
Невидимая жизнь. Введение в микробиологию
2 months ago 01:23:20 1
Одна из важнейших проблем биологии решена?
2 months ago 01:02:44 1
Dr. Tim Spector: Why these supplements don’t work with Dr. Federica Amati
2 months ago 00:12:27 1
Сложение векторов. Практическая часть. 9 класс.
2 months ago 00:07:11 1
Сложение векторов. Правило параллелограмма. 9 класс.
2 months ago 00:10:24 1
Вычитание векторов. Практическая часть. 9 класс.
2 months ago 00:42:11 15
Миф о Научных Чудесах Корана
2 months ago 00:13:13 1
ЗАВИСТЬ к Беларуси / Прорыв науки / Народный репортер
2 months ago 01:01:04 1
Умная школа (Жуковский). Опыт создания школы. Документальный фильм.
2 months ago 00:17:35 1
Что объединяет религию и науку? О первых университетах и влиянии религии на развитие образования
2 months ago 00:15:45 10
Learn German | German Podcast | Ep 29: Warum fallen uns Haare aus?
2 months ago 00:08:22 1
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПАПОРОТНИКА | ОГЭ | БИОЛОГИЯ
2 months ago 01:31:22 1
Ученый Михаил Гельфанд: «Почему должен уезжать я, а не все то дерьмо, которое кругом творится?»