«Дай нам нашу долю в твоей Торе».
«Мудрость свободы выбора».
Тема – свобода.
Мы говорили, что у рав Кука тоже на первом плане есть свобода, все остальное только потом. Так же, кажется, считает рав Рабинович.
Рав Рабинович учит:
«Мудрость выбора.
Особенность человека в том, что у него есть Божественный образ. И этим он отличается от всех остальных творений и от животных. И это свобода выбора, которая в нем есть».
Особенность Адама в том, что у него есть Божественный образ.
А что такое Божественный образ? Рав Нахум Рабинович говорит: Божественный образ – это свобода выбора человека. То же самое говорит рав Кук.
Что такое свобода выбора – говорит Рамбам. Дальше цитата из Рамбама:
«Это то, что сказано в Торе: «Ибо человек стал подобен нам знать добро и зло».
Когда Адам покушали плод дерева.
«Человек стал подобен нам, чтобы знать добро и зло» - говорит Рамбам.
Рав Рабинович: «Человек – это некоторый тип творения, который совершенно отличается от всех остальных творений, и именно в этом. Человек способен постичь своим разумом, своей мыслью добро и зло. И он делает все, что он захочет».
Рамбам берет этот стих, что Всевышний дал человеку выбор между добром и злом. И что это означает? Это значит абсолютная свобода человека в том, что он творит.
Это очень важно с точки зрений современных ситуаций.
Часто спрашивают: «А где был Бог»?
Рамбам объяснил. Всевышний создал человека таким образом, что он имеет знание о добре и зле. Что такое знать добро и зло? Это выбирать добро и зло.
Рамбам говорит: способность выбирать добро и зло – абсолютна.
В конечном счете, когда мы говорим о выборе, выбор означает выбор между добром и злом. И Тора говорит, что Всевышний отдал этот выбор целиком на человека.
Рав Рабинович: «Не только, что он знает и понимает различие между добром и злом. Он делает все, что он захочет. И нет никого, кто может ему препятствовать против него».
Никто не может препятствовать человеку действовать добром или злом», - так говорит Рамбам.
Удивительные слова.
У человека есть абсолютная свобода.
Человек делает все, что он захочет. И никто не может препятствовать сделать человеку или добро, или зло.