Анна Ахматова. “Лотова жена“ (передача Библейский сюжет) о втором стихотворении цикла «Библейские стихи»
Жена же Лотова оглянулась
позади его и стала соляным столпом.
Книга Бытия.
И праведник шел за посланником Бога,
Огромный и светлый, по черной горе.
Но громко жене говорила тревога:
Не поздно, ты можешь еще посмотреть
На красные башни родного Содома,
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.
Взглянула – и, скованы смертною болью,
Глаза ее больше смотреть не могли;
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.
Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится она из утрат?
Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
21 февраля 1924 Петербург, Казанская, 2
(иногда указывается 1922-1924)
__
Жена Лота «возникает в поэтическом мире Ахматовой и как отклик на приведенное в статье Н.Недоброво “Анна Ахматова“ из Евангелия от Луки (“Ище аже взыщет душу свою спасти, погубит: и иже аще погубит, живит“, за чем следует в источнике — “Поминайте жену Лотову“), и как выпад в сторону окруживших ее в начале 1920-х годов толков и намеков о том, что ее новые, послереволюционные стихи живут прошлым, самоповторением, что она застыла в своем мастерстве. Образ содомлянки, заплатившей окаменением за верность былому, был. следовательно, помимо прочего, и упреждающей метафорой в полемике с критикой, все домогавшейся новизны. В ответ добро- и недоброжелатели получили одну из самых старинных историй на земле» (Р.Тименчик)
Из письма Цветаевой Арс.Тарковскому: “вчера прочла — перечла — почти всю книгу Ахматовой {сборник «Из шести книг»} и — старо, слабо. Часто (плохая и верная примета) совсем слабые концы; сходящие (и сводящие) на нет. Испорчено стихотворение о жене Лота. Нужно было дать либо себя — ею, либо ее — собою, но — не двух (тогда была бы одна: она).
…Но сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
Такая строка (формула) должна была даться в именительном падеже, а не в винительном. И что значит: сердце мое никогда не забудет… — кому до этого дело? — важно, чтобы мы не забыли, в наших очах осталась —
Отдавшая жизнь за единственный взгляд…
Этой строке должно было предшествовать видение: Та, бывшая!.. та, ставшая солью, отдавшая жизнь за единственный взгляд — Соляной столб, от которого мы остолбенели. Да, еще и важное: будь я — ею, я бы эту последнюю книгу озаглавила: «Соляной столб». И жена Лота, и перекличка с Огненным (высокая вечная верность) в двух словах вся беда и судьба“.
Раздраженно-негативная оценка сборника «Из шести книг» главным образом объясняется незнанием Цветаевой стихов, написанных Ахматовой и не печатавшихся, составивших позже книгу «Реквием», и других, пришедших к читателю через много лет после гибели Цветаевой. Столь же негативно оценила Цветаева первые фрагменты «Поэмы без героя», которые Ахматова прочла ей в дни их двухдневной встречи, в первой декаде 1941 г., когда они впервые увидели друг друга (первая встреча на Ордынке, 17 у писателя-сатирика В. Е. Ардова, вторая, на следующий день в Марьиной роще, у Н. И.Харджиева). Позже Ахматова заметила: «Когда в июне 1941 г. я прочла М. Цветаевой кусок поэмы (первый набросок), она довольно язвительно сказала: „Надо обладать большой смелостью, чтобы в 41 году писать об арлекинах, коломбинах и пьеро“, очевидно полагая, что поэма мирискусничная стилизация в духе Бенуа и Сомова, т. е. то, с чем она, м. б., боролась в эмиграции как со старомодным хламом».
___
С.А.Васильев. Стихотворение А.А. Ахматовой «Лотова жена»: трансформация ветхозаветного образа.
Т.А.Самсонова: “Обращение к Библии как Вечной книге, основе христианской и европейской культуры было характерно для мировосприятия Ахматовой. Над циклом «Библейские стихи» она работала долго (c 1921 по 1961), хотя и с большим перерывом. Выбор библейских сцен, которые стали основой сюжета стихотворений, вряд ли можно назвать случайным“.
В последней книге Ахматовой «Бег времени» (1965) цикл «Библейские стихи» находился в разделе “Из книги «Anno Domini»“ (с латинского “В лето Господне“, т.е. в год от Рождества Христова).
Н.Мандельштам: «Ахматова хорошо знает и любит Ветхий Завет и охотно обсуждает всякие тонкости...» (Воспоминания: 619 стр. )
147 views
935
303
1 month ago 00:00:00 1
Выясняем как правильно произносить “Болотниковская“/девчонка читает мне стих Анны Ахматовой
3 months ago 00:03:56 1
ЕЛЕНА КАМБУРОВА - ПРИХОДИ НА МЕНЯ ПОСМОТРЕТЬ
3 months ago 01:56:43 1
Лекция 2 | Золотые страницы европейской литературы. Часть 1 | Алексей Машевский | Лекториум
3 months ago 00:04:12 1
Давид Тухманов: Смятение (1975)
3 months ago 00:43:03 1
Давид Тухманов - По Волне Моей Памяти, Весь Альбом, Vinyl video HD, 24bit/96kHz
3 months ago 00:01:54 1
Жизнь одна песня из к ф
3 months ago 00:02:43 1
Русская Поэзия - Анна Ахматова - Стихи - “Побег“💝
3 months ago 00:03:32 1
Сероглазый король. Стихи: Анна Ахматова, музыка: Алексей Карелин.
3 months ago 00:02:51 1
Игорь Крутой и Алёна Бабенко - Музыка из к/ф “Родственный обмен“
3 months ago 00:02:17 1
«Памяти Анны Ахматовой» - Н.Корабицына, А.Судариков, Н.Палочкина
3 months ago 00:01:54 1
Русская Классика - Анна Ахматова - “В ту ночь мы сошли друг от друга с ума“💃🥰💔
3 months ago 00:39:43 1
СССР. Застой
3 months ago 00:01:37 1
Поэзия - Анна Ахматова - “Приходи на меня посмотреть“ - Любовная Лирика💔
3 months ago 00:26:48 1
Утренняя зарядка 06 09 24 Суставная гимнастика и Упр с палками #координация #движения #зож #sports
4 months ago 00:01:20 1
Анна Ахматова - “Столько просьб у любимой всегда!“ - Любовная Лирика 💔
4 months ago 00:00:15 1
Мне холодно. Девочка и зверь.
4 months ago 00:22:30 1
Серебряный век за 22 минуты
4 months ago 00:00:41 1
Анна Ахматова “Вот она плодоносная осень...“, читает Елена Асеева