Н.А. Некрасов - Орина, мать солдатская (читает Ю. Авшаров) // Страницы русской поэзии

“Впервые опубликовано в 1864 году с заглавием «Горе старой Орины». Датируется 1863 г.: поэма предназначалась для №11 «Современника» за 1863 г., но ввиду сопротивления цензуры была опубликована позднее. Сестра поэта сообщает: «Орина, мать солдатская, сама ему рассказывала свою ужасную жизнь. Он говорил, что несколько раз делал крюк, чтобы поговорить с ней, а то боялся сфальшивить». Многолетняя солдатчина с ее палочной дисциплиной, жесточайшими наказаниями и абсолютным бесправием была одной из самых мрачных сторон жизни дореформенной России. Когда писалось это стихотворение, вопрос о солдатчине был особенно злободневным: под руководством либерального министра Д. А. Милютина (1816–1912) проводилась военная реформа, в частности были значительно сокращены сроки военной службы. Бесталанная — народное: неудачливая, несчастливая“ () В 1856 году опубликован поэтический отклик Некрасова на Крымскую войну (1853–56) – «Внимая ужасам войны…». “Возможно, что непосредственным поводом к его написанию послужило знакомство с рассказом Л.Толстого «Севастополь в августе 1855 года». [...] Рассказ глубоко взволновал Некрасова, и по поводу гибели одного из его героев поэт писал в «Заметках о журналах за декабрь 1855 и январь 1856 года»: «Володе Козельцову суждено долго жить в русской литературе, может быть, столько же, сколько суждено жить памяти о великих, печальных и грозных днях севастопольской осады. И сколько слез будет пролито и уже льется теперь над бедным Володею! Бедные, бедные старушки, затерянные в неведомых уголках обширной Руси, несчастные матери героев, погибших в славной обороне! вот как пали ваши милые дети…». Эти «Заметки…», перекликающиеся по содержанию со стихотворением «Внимая ужасам войны…», были напечатаны также в № 2 «Современника» за 1856 г. Существует предположение, что стихи Некрасова полемичны по отношению к рассказу Л. Н. Толстого «Севастополь в мае», в котором (в главе 15) была высказана мысль, что родные вообще скоро забывают об умерших. При публикации это место рассказа было изъято цензурой, но Некрасову, читавшему рассказ в рукописи, оно было известно. Стихотворение распространялось в списках“ ()
Back to Top