Новая музыка. Выпуск 3. Антон Светличный
Совместный проект Союза композиторов России и Радио Культура
Пьеса “Половина собаки“ была создана для Международной академии МАСМ в 2015 году. В ней композитор использовал собственную музыку из саундтрека к немому фильму “Андалузский пес“ Луиса Бунюэля, сочиненного еще в 2010 году, но так и не увидевшего свет. В новую пьесу вошло около половины материала саундтрека – так и возник заголовок “Половина собаки“.
Сам композитор, впрочем, считает, что происхождение названия слушателю знать
вовсе необязательно: его провокативный характер может включить воображение и подтолкнуть аудиторию на создание собственных смыслов. О конструкции пьесы автор рассказал следующее: «В истории музыки известно понятие составной формы. В ней несколько крупных блоков. Каждый из них отрабатывает собственный материал, уходит и, как правило, не возвращается. Так построены венгерские рапсодии Листа. Эту схему знали и Битлз. Леннон сделал из нее “Happiness is a Warm Gun”, а Маккартни финальную сюиту на “Abbey Road” (три песни, начиная с “Golden Slumbers”). Потом ее использовали Queen
(в “Bohemian Rhapsody”), Radiohead (в “Paranoid Android”) и даже Кристина Агилера (не помню, где). Такая же конструкция применена и здесь. Пьеса состоит из трех контрастных разделов, построенных на различных видах репетитивной техники. В каждом разделе есть опорные ноты, но в целом это не тональная музыка и на высоте звука здесь концентрироваться не надо (хотя и можно, если хочется). Для каждой секции пьесы придуман отчетливый грув, но он служит больше для привлечения внимания и структурно вторичен. Основным организующим элементом в пьесе служит тембр – нетрадиционные приемы игры и параметры звучания, организованные в серию бинарных оппозиций (контрастных пар).
Перемены в звуке происходят в основном резко (как смены динамики в эпоху барокко) и должны быть отчетливо слышны. При правильном применении пьеса может служить чем угодно, вплоть до пособия на уроках инструментоведения».
(МАСМ: Мария Алиханова, Олег Танцов, Юлия Мигунова, Михаил Дубов)