52, Лекция о фильме “Андрей Рублёв“ Андрея Тарковского
В отличие от дебютной ленты «Иваново детство» (1962), пусть и не безоговорочно, но принятой на родине и ставшей триумфатором Венецианского кинофестиваля , вокруг «Андрея Рублёва» — второго фильма Андрея Тарковского — было сломано немало копий. Картину обвиняли в антиисторизме, чрезмерной жестокости и «очернении» русского народа, по причине чего лента пять лет пролежала на «полке», а после выхода на советский экран в 1971 году еще долго не утихали споры по поводу адекватности изображаемых событий, «градуса» патриотизма и трактовок тех или иных образов (например, своё крайнее неприятие высказывали Илья Глазунов и Александр Солженицын). Причиной этого недопонимания был тот факт, что критики картины пытались осмыслить «Рублёва» в границах традиционного историко-биографического жанра, рамки которого были очевидно слишком тесны для многофигурного полотна Тарковского. Для понимания подлинных масштабов этой работы понадобилось время.
Мысль обратиться к периоду средневековья и центральной фигуре отечественного Предвозрождения возникла у Тарковского отчасти на волне вновь возникшего с середины пятидесятых годов интереса к древнерусскому искусству. В 1960 году проходит празднование 600-летия Андрея Рублёва, тогда же в Москве официально открывается музей древнерусской культуры, а уже через год Тарковский подает творческую заявку на фильм, центральной фигурой которого оказывается великий иконописец. Впрочем, сам Тарковский не скрывал, что в его задачи не входило снимать исторический фильм, и объяснял интерес к фигуре художника следующим образом: «Биография Рублёва — сплошная загадка. Мы не хотим разгадывать тайну его судьбы. Мы хотим глазами поэта увидеть то прекрасное и трудное время, когда становился и креп, расправляя плечи, великий русский народ». Таким образом, обращение к исторической личности, с одной стороны, допускало высокий уровень художественного обобщения, когда личный путь отдельного художника становился метафорой пути художника вообще. С другой, отсутствие фактического материала как такового давало возможность говорить о том, что казалось важным самому режиссеру: об истоках творчества, взаимоотношениях «художника и народа, художника и времени, где художник существует не сам по себе, а является совестью общества, острием его фантазии и выразителем таланта» .
Несмотря на то что «Андрей Рублёв» кажется одиноким колоссом, стоящим поодаль от магистрального течения отечественного кино шестидесятых годов (советский экран еще не знал такой сложной панорамы жизни Древней Руси), в творчестве Андрея Тарковского вряд ли найдется фильм, который с большей силой воплотил бы духовные и эстетические чаяния времени, его породившего, — времени «оттепели». Подобно многим знаковым фильмам тех лет , «Рублёв» простроен новеллистически: картина состоит из восьми глав — сюжетно законченных эпизодов, отделенных заголовками, но связанных общими героями («троица» иконописцев: Даниил Чёрный, Кирилл и сам Андрей Рублёв, Феофан Грек, скоморох, дурочка, Великий князь, Малый князь и др.) и сквозным развитием темы (странствия Рублёва). Стилистически фильм тяготеет к излюбленному «шестидесятниками» документализму, к эстетике так называемой незагримированной реальности . Отсюда отсутствие в картине острой интриги, неспешность повествования, порой словно растворяющегося в жизненном потоке, а также потребность в расширении границ дозволенного – включения страшных, шокирующих кадров (ослепление каменорезов, расправа над владимирцами и т. д.). Да и сам образ Рублёва близок к «оттепелечному» герою если не в статусе , то в тоске по братству (соотносимому с «шестидесятническим» пафосом поиска модели идеального общества) и способе бытования на экране: иконописец предстает не столько активным участником событий, сколько созерцателем, погруженным в поток жизни; он редко выходит на первый план или становится центром кадра, а порой даже исчезает из поля зрения зрителя.
Однако оценивая картину с точки зрения «родовых черт» кинематографа 60-х годов (то есть внешних признаков), нельзя не учитывать еще одного измерения, в котором разворачивается действие ленты, — измерения духовного. Так, с одной стороны, новеллистическая организация материала оказывается данью моде на романную структуру кинопроизведения, что позволило авторам показать разные стороны жизни Руси того времени. С другой, этот принцип организации материала явился своеобразным экранным эквивалентом изобразительной традиции житийных икон, когда в центре располагалось изображение святого, а на полях по периметру доски отдельными композициями помещались сюжеты из его жизни. Выстраивая земные странствия Рублёва по образцу жития , авторы картины придали им высший смысл, сделав их отражением странствия духа героя, который через сомнения, искушение, грех, наказание и страдание приходит к пониманию смысла творчества, неразрывно связанного с идеей служения народу. Через абсолютного познание зла – к истинному пониманию добра.
1 view
41
12
6 months ago 00:46:40 1
Как Толкин придумал мир “Властелина колец“ | ФАЙБ
6 months ago 00:29:55 1
День рождения 25 Числа. Таронумерология. Колесничий. Императрица. Числа 7, 5, 2. Ольга Лихонкина
6 months ago 03:28:42 1
МИР-ПОЛЯРНОЕ РАССТРОЙСТВО | ПРОСТЫЕ ЧИСЛА | @PN_chanel
6 months ago 01:04:33 1
Катаклизмы / Новая Земля / Как Вырасти Энергетически и Духовно / Эволюция | Катя Лель и Влад Фридом
6 months ago 01:28:33 1
Как похудеть, нарастить мышечную массу и управлять своим весом? Анализируем питание и тренировки
6 months ago 01:39:33 1
Астрофизик Дмитрий Вибе о времени, безграничности космоса и роли человека в нем
6 months ago 03:01:30 1
ОРГ. Лекция 2. Формационный и цивилизационный подходы. Место и роль России в системах цивилизации.
6 months ago 00:17:01 1
Х. Фрайер. Революция справа.
6 months ago 02:04:02 1
Ересь жидовствующих | Реформация на Руси?
6 months ago 00:56:59 1
БЕЛКОВСКИЙ: Шойгу простят. Путин-2036. Список преемников. Кто сменит Кадырова. Битва кланов Кремля
6 months ago 01:10:57 1
Если у вас ХРОНИЧЕСКИЙ ПАНКРЕАТИТ, обязательно посмотрите ЭТО ВИДЕО
6 months ago 00:12:55 1
Не чистите ЭТИМ свои зубы! ЯД в составе. Чем чистить зубы, чтобы не угробить свое здоровье?
6 months ago 01:48:25 1
Гоголь и его фантастический мир
6 months ago 00:07:00 1
Топ-4 ошибки при занятиях на тренажере МТБ. Основы правильных тренировок на тренажере Бубновского
6 months ago 00:03:58 1
Как правильно молиться - наставления Парамахансы Йогананды
6 months ago 01:30:17 1
С ЭТИМ НАДО КОНЧАТЬ - Жак Фреско
6 months ago 02:01:49 1
«Секреты твоей родословной. Как найти дальних и ближних предков»
6 months ago 00:57:38 1
Как покончить с войной? - Жак Фреско
6 months ago 00:54:17 1
Саентология. Стартап дьявола | ФАЙБ
6 months ago 01:12:02 1
Возвратка от зависти, финансовый канал, можно ли обращаться к тарологам, нумерологам, астрологам?
6 months ago 02:06:37 1
Стратегии войны 1812 года. Подходы Наполеона, Барклая и Кутузова: планы и реализация / Борис Кипнис
6 months ago 01:20:27 3
Общая физика | Лекция 10: Приливные силы. Прецессия орбиты. Неинерциальные системы отсчета
6 months ago 01:21:06 4
Общая физика | Лекция 8: Опыт Резерфорда. Законы Кеплера
6 months ago 01:22:51 2
Общая физика | Л6: Градиент. Устойчивое и неустойчивое равновесие. Упругие и неупругие столкновения.