Школа-студия МХАТ - Спектакль “Платонов. Встреча первая“. 2016 г.

Мастерская Рыжакова, выпуск 2016 г. Готовили и исполняют: Степан Азарян, Леонид Булдаков, Роман Васильев, Кирилл Власов, Артём Дубра, Алексей Ермошкин, Дарья Жовнер, Алексей Каманин, Александр Метёлкин, Сергей Новосад, Ирина Обручкова, Рональд Пелин, Алевтина Тукан, Варвара Феофанова, Джордан Фрай, Сергей Шадрин, Варвара Шмыкова, Никита Юськов В спектакле использованы тексты Андрея Платонова: «Песчаная учительница», «Сухой хлеб», «Река Потудань», «Течение времени», «Девушка Роза», «На заре туманной юности», «Счастливая Москва», «Возвращение», «Джан», «Взыскание павших», «Альтеркэ», «Дар жизни», «Ещё мама», «Разноцветная бабочка», «Третий сын». Андрей Битов однажды сказал, что писать о Платонове на клавиатуре компьютера – гиблое дело. Текст ускользает, пока не возьмешь в руки карандаш и лист бумаги. И только под глухое шуршание грифеля рождается платоновская атмосфера. Этой магической вещественностью пропитано все творчество Платонова. Его герои постоянно строгают, пилят, чистят, стирают, размельчают булыжники и борются с зыбучими песками. Они погружены в быт, но одновременно оторваны от земли. Их руки совершают бытовой труд, когда их мысль и чувство где-то далеко. Под монотонный стук или скрежет эти люди размышляют о Матери и Отце, о Сыне и Дочери, о Роде и Родине, о смысле жизни, о страхе смерти, о любви – поистине вечные темы. Студенты мастерской Виктора Рыжакова, впервые встретившись с автором, сами выбрали материал, который сделали предметом разговора со зрителем. Долго искали ту простую, но пронзительную интонацию, с которой должен прозвучать текст о людях, потерявших в жизни практически все, но не сдавшихся. Режиссерская группа (старшие актеры, педагоги, режиссеры) помогла актерам создать вещественную партитуру, на фоне которой раскрывается не быт, но бытие каждого героя. Спектакль, начавшись на чистом паркете пустой сцены, расскажет нам под скрип деревянного помоста, в ворохе стружек несколько человеческих историй и закончится за большим семейным столом, словно доказывая способность людей творить из ничего. Соединившись в одном спектакле, платоновские сюжеты звучат в устах молодых актеров продолжением мысли Мандельштама о том, что смысл нашего существования в борьбе с пустотой и небытием. Тем небытием, которое способен преодолеть только человек благодаря своему великому «несмотря ни на что». Виктор Рыжаков: «История Андрея Платонова уже много-много лет сопровождает меня, и может быть, только сейчас нам удается ее реализовать. Это колоссальная эпопея, связанная с его увлечением идеей всемирного счастья, добра и мира и последующими разочарованием и обреченностью. Но при этом он не теряет веру в человека и понимает, что человек является единственной ценностью в этом мире. И все можно в нем разглядеть, но как только он начинает собираться в большие сообщества и в них появляется своя идеология, то мир становится тускнее. Как разглядеть в этом мире самого себя? Или — как выжить в этом мире? — это как раз Платоновская очень мощная история! Его Человеколюбие. Это такой наш Фолкнер, совсем инопланетянин. Если бы мне довелось встретиться с Платоновым, я бы с ним просто помолчал и никогда не решился задать ему все эти вопросы. Мне кажется, в этом и интерес диалога с человеком, когда ты можешь проживать с ним жизнь и отвечать на все вопросы сам. Мне важно быть с ним, разделять то пространство, которое он очерчивает. Наверное, это важнее, чем просто вопросы задавать».
В начало