Нестандартные экономические индексы

Как сделать оценку благосостояния населения понятной и интересной для тех, кто совершенно не разбирается в экономике и не хочет вникать в сложные термины и пространные заключения специалистов? Конечно, с помощью необычных индексов, которые опираются на самые неожиданные способы измерения. Индекс Биг Мака, сравнивая цены на производство знаменитого бургера в различных странах, помогает определить, переоценена ли та или иная валюта или же, наоборот, недооценена. Впервые этот экономический показатель появился на страницах The Economist в 1986 году, но он по-прежнему актуален. Любопытно, что индекс Биг Мака считают даже в тех странах, где не работает McDonald’s: стоимость изготовления знаменитого бургера достаточно просто подсчитать, так как процессы, образующие его производственную цепочку, стандартизированы, а состав блюда включает в себя универсальные продукты. К тому же во многих странах есть свои аналоги Биг Мака с очень схожей рецептурой (например, Биг Хит из «Вкусно – и точка»), которые тоже часто используются при расчете индекса. Индекс оливье позволяет следить за уровнем инфляции с помощью измерения динамики цен на базовые ингредиенты классического салата. Впервые этот термин в шутливой форме появился в статье журналиста Пама Вудалла в 1986 году, а в 2009 первый индекс оливье опубликовала газета «Труд». Вскоре к вычислениям присоединился и Росстат: по его методике, нужно суммировать стоимость 0,5 кг консервированных огурцов, 0,5 кг картофеля, 380 гр. горошка, 300 гр. вареной колбасы, 200 гр. моркови, 200 гр. майонеза, 100 гр. репчатого лука и 4 куриных яиц. Индекс свиданий демонстрирует, во сколько обойдется классическое рандеву в крупнейших мегаполисах мира, а его главная задача – определение дороговизны городов. Рейтинг c 2010 года готовят аналитики из Deutsche Bank: специалисты подсчитывают, во сколько обойдется ужин на двоих, два бокала пива, пара билетов в кино, безалкогольные напитки и поездка на такси в том или ином городе мира. Индекс помады отражает связь роста продаж косметики с глубиной экономического кризиса: предполагается, что в периоды рецессии и спада женщины не могут позволить себе дорогую одежду и аксессуары и стараются заменить их ярким макияжем. Это мнение выдвинул в 2001 году Леонард Лаудер из косметической компании Estee Lauder. Статистика продаж косметики во время некоторых крупных кризисов – например, 2008 года – действительно подтверждает эту теорию, однако она не сработала в 2020 году, когда экономический кризис сопровождался вынужденной самоизоляцией во время пандемии COVID-19, из-за чего продажи косметических товаров упали. Индекс небоскребов основан на теории, что бум строительства самых высотных зданий на планете приходится на пик экономического цикла, после чего неизбежно наступают крупные экономические кризисы и потрясения. Это предположение в 1999 году выдвинул банковский сотрудник Эндрю Лоуренс, а в 2010 к аналогичному заключению пришел и исследователь Гюнтер Лефлер. У теории немало критиков, которые напирают на то, что не всем экономическим кризисам ХХ века предшествовал бум в области строительства небоскребов, однако достроенная недавно вторая по высоте в мире башня Merdeka в Куала-Лумпуре как будто бы намекает на что-то.
Back to Top