Литература 9 класс (Урок№36 - В. В. Маяковский. «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!»)

Литература 9 класс Урок№36 - Владимир Владимирович Маяковский. «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!» Вспомните, что вам известно о жизни и творчестве Владимира Маяковского? Какие его стихи вы изучали в 5—8 классах? О чем они? Узнаем о жизни и творчестве Владимира Маяковского и его стихотворениях «А вы могли бы?», «Нате!» и «Послушайте!»; научимся лучше сопоставлять поэтические произведения; сможем эффективнее работать со стихотворениями, написанными тоническим стихосложением. 1. Жизнь и творчество В. Маяковского. 2. Тема любви в лирике поэта. 3. Анализ стихотворения «А вы могли бы?». 4. Анализ стихотворения «Нате!». 5. Анализ стихотворения «Послушайте!». Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также ответить на вопросы: что вам известно о жизни и творчестве Владимира Маяковского? Какие его стихи вы изучали в 5—8 классах? О чем они? На этом уроке Вам предстоит узнать о жизни и творчестве Владимира Маяковского и его стихотворениях «А вы могли бы?», «Нате!» и «Послушайте!». Вы научитесь лучше сопоставлять поэтические произведения. Вы сможете эффективнее работать со стихотворениями, написанными тоническим стихосложением. Словарь: Лирический герой — не сводимый к личности автора образ поэта в лирике, через который он выражает свои мысли и чувства. Неологизмы — слова или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или авторские новообразования слов. Ритм — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени. Рифма — созвучие окончаний стихотворных строк. Стихотворный размер — ритмическая схема, которой подчиняется индивидуальный ритм каждой строки стихотворения. Тоническое стихосложение — стихосложение, которое основано на равном количестве ударных слогов в строках при возможном произвольном количестве безударных. Основное содержание урока «Он был огромного роста, мускулист и широкоплеч. Волосы он то состригал наголо, то отращивал до такой степени, что они не слушались уже ни гребенки, ни щетки и упрямо таращились в беспорядке — сегодня в одном направлении, завтра — в другом. Тонкие брови лежали над самыми глазами...» — таким вспоминал Владимира Маяковского Юрий Анненков. Как и многие русские поэты, Маяковский прожил недолго. Родился он в грузинском селе Багдади в семье лесничего. Из-за ранней смерти отца Маяковские были вынуждены переехать в Москву, где будущий поэт увлекся революционными идеями. Октябрьский переворот 1917 года он встретил с восторгом. Тема революции отражена во многих его произведениях, таких как, например, «Мистерия-буфф», «150 000 000», «Революция», «Наш марш», «Ода революции», «Левый марш», «Поэт-рабочий», «Приказ по армии искусств“. Маяковский много ездил по стране и часто бывал за границей, его творчество подкреплялось впечатлениями этих поездок. Сам он писал: «Я земной шар чуть не весь обошел...». Частыми были его выступления с чтением стихотворений и лекций. Вся жизнь Маяковского была посвящена творчеству. К сожалению, внимание общественности к трудам поэта в его последние годы стало небрежным, даже неприязненным. Возможно, это стало одной из главных причин его трагического ухода из жизни. Но остались стихи. «И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам придется не назад, а вперед» — слова Марины Цветаевой. Особая тема лирики Маяковского — любовь. Это чувство вырастало в его стихах во что-то необъятное и всеобъемлющее. «Любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все пр. Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным», — писал Маяковский. «…Комок сердечный разросся громадой: / громада любовь, / громада ненависть». Виктор Перцов отмечал, что Маяковский «нашел слова для выражения страданий трагической любви». Рассмотрим несколько стихотворений Маяковского. Одно из самых ранних имеет название «А вы могли бы?». А вы могли бы? Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?
В начало