Вечер национального обряда «Адыгэ хабз. Лъэтегъэуцу». ЭГБ №3

Вечер национального обряда «Адыгэ хабз. Лъэтегъэуцу». ЭГБ №3 Десятки поколений сменяются, но не прерывается связь времен через знание культуры и быта своего народа. То, что наши предки, оставили нам в наследство, мы должны сами оставить будущим поколениям. Наша земля красива, щедра и гостеприимна. Тот, кто любит и ценит свою землю, восхищается уникальной культурой, добрыми обычаями и традициями адыгейского народа. Они, несомненно, заслуживают серьезного внимания не только для адыгов, но и всех живущих народов в республике Адыгея, т.к. адыгская культура, адыгейский этикет «адыгэ хабзэ, адыгагъ» – часть мировой культуры. И мы, сотрудники Энемской городской библиотеки №3, стараемся делать все для возрождения традиций, обычаев адыгейского народа. В рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России и к 100-летию образования государственности Адыгеи, 17 октября в библиотеке состоялся вечер национального обряда «Адыгэ хабз. Лъэтегъэуцу», который заинтересовал читателей разных национальностей. Они узнали о семейных обрядах адыгов, сопровождающих рождение и воспитание ребенка первого года жизни. Гостей встречала любимая всеми песня на стихи К. Жанэ «У адыгов обычай такой» в исполнении молодых звезд адыгейской эстрады. К мероприятию была подготовлена одноименная выставка, посвященная различным обычаям, обрядам и традициям адыгов. Библиотекари рассказали о том, что заботиться о ребенке начинали еще до его рождения и делали все, чтобы защитить его от сглаза и темных сил; колыбель для ребенка делали из боярышника, т.к. считалось, что боярышник – охраняющее и «доброе» дерево; первую рубашку малышу шила только замужняя женщина и хранили её как оберег, а в богатых семьях на спинке вышивали родовой знак – тамгу; не существовало специального обряда имянаречения, но к выбору имени подходили очень ответственно и по аналогии с другими носителями имени, выбранного для ребенка (особенно мальчика) они должны были быть только положительными; когда ребенку исполнялось 40 дней, в семье обязательно проводили обряд первого укладывания в колыбель «Кушъэхапхъ»; кто и как проводил первую стрижку волос, первых ногтей и как обращались с первым выпавшим зубом и т.д. Затем мероприятие перешло к основному обряду на этот вечер – празднику первого шага «Лъэтегъэуцу», на который пригласили молодую семью Артура и Марзет Цусха, их красавицу – дочку Бэллу, и её бабушек. Этот детский праздник, («Лъэтегъэуцу»), обычно проводили, когда ребенок начинал ходить, так как считали, что он тогда легко пойдет, крепко будет стоять на ногах. Праздник включал в себя несколько элементов: шаг с камня, «распутывание» ножек, «профориентацию». Проводили его в широком кругу: приглашались родственники с отцовской и материнской стороны, соседи, друзья и их дети. Как требует того обряд, бабушки Бэллочки, сначала поставили малышку на камень и дали сделать с него шаг, чтобы ножки у неё были крепкими, а почва под ногами — твердая. Перед первым ритуальным шагом совершили символичный акт освобождения ног ребенка: имитировали перерезание ножницами невидимых пут, якобы до сих пор связывающих его ноги. Затем, поставили её на круглую лепешку, кусочки которой раздали присутствующим, а они, в соответствии с обычаями, отведали их с добрыми пожеланиями Бэллочке. «Лъэтегъэуцlэ» – праздник первого шага – служил ещё как бы обрядом определения будущей профессии. Перед ребенком раскладывали различные предметы, и тот, который он выбирал, становился для него знаковым. Так и мы на семейном старинном столике – анэ разложили много разных предметов, из которых Бэллочка выбрала понравившийся. Праздник сопровождался весельем, добрыми пожеланиями Бэллочке и завершился чаепитием. #Лъэтегъэуцу #адыгейские_обряды_обычаи_традиции #Год_народного_искусства_и_нематериального_культурного_наследия_народов_Росиии #100летие_образования_государственности_Адыгеи #cultura_taktamukai #ТМЦБС #ЭнемГБ3
Back to Top