«Сильные тексты». А.А. Ахматова: «Я сошла с ума, о мальчик странный…»

Написано в 1911-м, вошло в её дебютный сборник «Вечер». РАСШИФРОВКА: Ведущие: О.Лекманов, Р.Лейбов. Участники: ахматоведы Р.Тименчик и К.Поливанов, поэтесса Е.Лавут, журналистка Т.Малкина. 5:07 Тименчик: историко-литературный паспорт стихотворения 11:17 Лекманов: почему это сильный текст, 14:15 акмеистские загадки стихотворения 19:12 почему это стихотворение о расставании? 27:01 какие стихи из «Вечера» нравились автору? 31:31 чем отличается от других текстов Ахматовой 36:01 что двигало Ахматовой, когда она писала это стихотворение? 37:56 на что Ахматова рассчитывала? 45:20 есть ли сюжет брака? 48:44 время в стихотворении 50:46 внешний или внутренний монолог? 55:32 смерть осы как микромодель катастрофы 1:02:08 о загадочности стихотворения 1:10:15 игра с адресатами и датами 1:13:22 комичное «в среду, в три часа» 1:17:18 что же с датой? 1:19:12 как Ахматова отнеслась бы к этому семинару? 1:21:15 о знаках препинания Тименчик (1989): “В конце 1910 послала свои стихи Брюсову с вопросом — «надо ли мне заниматься поэзией», но ответа не получила. К этому времени ею уже избран псевдоним— девичья фамилия прабабки по материнской линии. [...] Четыре ее стихотворения С.К.Маковский принял в «Аполлон» — их обнародование (1911, №4) вызвало глумливую пародию В.П.Буренина и сочувственное внимание Брюсова. По возвращении Гумилёва из Африки (март 1911) Ахматова прочла ему стихи, написанные за зиму и впервые получила его одобрение своей литературной работы. 22 апреля того же года Ахматова впервые читала свои стихи в Обществе ревнителей художественно слова. Лето 1911, как и шесть последующих летних сезонов, провела в имении свекрови — Слепнёво в Тверской губернии. Здесь ею в разные годы написано около 60 стихотворений. В программе автобиографии Ахматова намечала тему: «Слепнёво — русская речь — природа — люди» (см. Крюков А., Тверское уединенье.— «Волга», 1981, № 3). В Петербурге посещала историко-литературные курсы Н.П.Раева. Осенью 1911 Гумилёв и С.М.Городецкий организовали Цех поэтов и Ахматова была избрана его секретарем. Многие заседания Цеха в 1911—14 проводились на квартире Гумилёвых. К началу 1912 относится ее недолговременное приятельство с Кузминым, который в предисловии к ее первому сборнику «Вечер» (СПб., 1912) писал, что обостренная восприимчивость Ахматовой («широко открытые глаза на весь милый, радостный и горестный мир») наполняет ее стихи предощущением трагедии. О трагедийной природе свойственных лирике Ахматовой «непоследовательности восприятий», «разорванности впечатлений» писал и В. А. Чудовский. Он же отметил близость «аналитической восприимчивости скорбящего» у Ахматовой к принципам русского реализма 19 в. («Аполлон», 1912, № 5, с. 46), полемически откликнувшись таким образом на устное высказывание Вяч. И. Иванова о ранних стихах Ахматовой— «какой густой романтизм». Критика отметила в «Вечере» влияние И. Ф. Анненского, которого и сама Ахматова неоднократно называла своим учителем. Сборник приобрел неожиданную для автора популярность. [...] Сама Ахматова не без горькой иронии говорила о том, что своеобразная лирика «Вечера» и «Четок» пришлась по душе «влюбленным гимназисткам» (см. статью В. Ф. Ходасевича «Бесславная слава», посвящённую популярности Ахматовой и завершающуюся признанием: «Люблю Ахматову, а поклонников ее не люблю» — «Понедельник», 1918, 25 марта). [...] Если после «Вечера» в представлении большинства современников поэзия Ахматовой ассоциировалась с поэзией «несчастной любви», то стихи, опубликованные после «Четок», очевидным образом требовали пересмотра этой, казалось бы, устоявшейся репутации. Мандельштам отметил: «Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России»“ (125-я стр: Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь. Том 1. — М., 1989/page/125/mode/2up)
В начало