ЯМСКАЯ ПОЧТА. 9 октября 2022 г. г. Задонск.
Участие во II Всероссийском флешмобе филатуризма “Великая Северная Экспедиция“.
В центре городка Задонска у верстового столба. Более 320 лет тому назад именно в Задонске действовала “Ямская почта“ или “Ямская гоньба“.
Ямская гоньба - система перевозки казённой корреспонденции, гонцов, чиновников в России XVI-XVIII вв. Известна как повинность (предоставление подвод и лошадей посланцам Золотой Орды) с XIII в.; при Иване III складывается как общегосударственная система связи. По большим дорогам создавались «ямы» - ямские дворы (станы). Окрестное население выставляло подводы и лошадей; крестьяне сами занимались перевозкой – от одного «яма» до другого - или нанимали для этого «охотников». Впоследствии ямщики (добровольцы из местных крестьян) ездили уже на своих лошадях. Вокруг двора со временем появлялись ямские слободы с выборным старостой. В Москве XVII в. их было шесть – Дорогомиловская, Тверская, Иверская, Переславская, Рогожская и Коломенская. Слободские староста и окладчики устанавливали для каждого ямщика число поездок, а для проезжающих строили постоялые дворы.
На ямском дворе проезжавшие предъявляли подорожную; в ней указывался маршрут и цель поездки и количество лошадей, которое «командировочный» мог потребовать на каждой станции в зависимости от чина: бояре получали 20 подвод, окольничие - 15, думные дьяки - 10 и т.д. За прогоны была установлена плата по таксе – 3 копейки за 10 верст; в конце XVII в. такса была снижена, а в XVIII в. опять выросла до двух копеек с версты. Английский купец А. Дженкинсон в 1557 г. по дороге из Вологды в Москву насчитал 12 ямов на расстоянии 30-40 верст друг от друга и добрался в столицу за 6 дней. Служба была тяжелой – дороги легко делались «непроезжими», от «скорой гоньбы» падали лошади, на ямщиков нападали разбойники. Начальство же требовало скорости, как говорит грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову 1684 г.: «… велено ямщикам, которые с почтой гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днем и ночью на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы…»
Для обеспечения ямской службы предназначался один из главных прямых налогов – «ямские деньги». Ямщики стали особым «чином» Московского государства; они были освобождены от прочих податей и повинностей. Ямщики владели большими земельными наделами (по 10-15 десятин); получали жалование деньгами и хлебом; в середине XVIII в. в России было около 45 тысяч ямщиков. Организацией ямской службы, выдачей подорожных, управлением слободами и сбором ямских денег в XVI -XVII вв. ведал Ямской приказ; при Петре I его сменила Ямская канцелярия. Там составлялись дорожные справочники — «поверсные книги» — с указанием идущих от Москвы дорог и расстояний между населенными пунктами. С 1781 их функции были переданы губернским правлениям и Сенату).
Кто хочет получить уникальную почтовую карточку и марку-виньетку со спецштемпелем “Ямская почта“, могут обратиться по контактам эмитента: Тел./WhatsApp: 7-950-805-22-11 или по E-mail: info@