Smooth Jazz Music | Легкий Джаз | Мягкий Джаз

Смус-джаз (смут-джаз, «мягкий джаз», «лёгкий джаз», «сглаженный джаз», «поп-джаз»; англ. smooth jazz, soft jazz) — коммерческая разновидность джазового кроссовера, которая в 1970-е годы выделилась из музыки фьюжн. Смус-джаз появился в США в середине 1970-х гг. как смесь джаза с лёгким ритм-н-блюзом или поп-музыкой. Такие его зачинатели, как Куинси Джонс, стремились слить инструментальную виртуозность и импровизацию традиционного джаза с приятными мелодиями, доступными как можно более широкой публике. В ранних проявлениях смус-джаза нередко ощущалось влияние фанка и рока. Со временем элемент импровизации полностью уступил место ненавязчивым «глянцевым» ритмам. В числе первых коммерческий успех получили записи Джорджа Бенсона (Breezin, 1976). Пик успеха пришёлся на 1980-е годы, когда в этом направлении записывались многие популярные вокалисты: Гровер Вашингтон, Шаде, Эл Джерро, Анита Бейкер. К началу 1990-х началась реакция на «пресную легковесность» этого направления, особенно со стороны ценителей традиционного джаза, которые считали, что подобная музыка не имеет ничего общего с настоящим джазом. Часто мишенью критики становился саксофонист Кенни Джи, который продал больше записей, чем кто-либо из джазовых инструменталистов в истории. Тем не менее в 1990-е гг. появилось множество радиостанций в формате смус-джаза, ориентированных на слушателей среднего возраста. Новое поколение инструменталистов, представленное Крисом Ботти и Тилем Брённером, стремилось совместить высокие продажи пластинок с традиционной для джаза импровизационной техникой. В середине 2000-х гг. популярность смус-джаза пошла на спад. Этот формат стал восприниматься как фоновая музыка для помещений (рестораны, торговые центры), в которой преобладают малозапоминающиеся и довольно однообразные инструментальные треки. _________________________________________________________ Smooth jazz (smooth jazz, “soft jazz,“ “light jazz,“ “smooth jazz,“ “pop jazz“; English: smooth jazz, soft jazz) is a commercial variety of jazz crossover that emerged from fusion music in the 1970s. Smooth jazz emerged in the United States in the mid-1970s as a mixture of jazz and light rhythm and blues or pop music. Its pioneers, such as Quincy Jones, sought to fuse the instrumental virtuosity and improvisation of traditional jazz with pleasant melodies accessible to as wide an audience as possible. In the early manifestations of smooth jazz, the influence of funk and rock was often felt. Over time, the element of improvisation completely gave way to unobtrusive “glossy“ rhythms. One of the first commercial successes was George Benson’s Breezin (1976). The peak of success came in the 1980s, when many popular vocalists were recording in this direction: Grover Washington, Shade, Al Gerro, Anita Baker. By the early 1990s, there was a reaction against the “blandness“ of this genre, especially from traditional jazz fans, who felt that such music had nothing to do with real jazz. Saxophonist Kenny G., who sold more records than any other jazz instrumentalist in history, was often targeted. Nevertheless, the 1990s saw the emergence of many Smooth Jazz radio stations aimed at middle-aged listeners. A new generation of instrumentalists, represented by Chris Botti and Thiel Breunner, sought to combine high record sales with traditional jazz improvisational technique. In the mid-2000s, the popularity of smooth jazz went into decline. This format began to be perceived as background music for rooms (restaurants, shopping malls), dominated by little-remembered and rather monotonous instrumental tracks. ____________________________________________________________ Подписывайтесь на канал, ставьте пальцы вверх (или вниз). Пишите комментарии. Какие музыкальные сборки хотите?
Back to Top