9. Лекция о лучшей советской документалке «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова
Дзига Вертов , – пожалуй, самый бескомпромиссный бунтарь из числа советских кинематографистов, пришедших в искусство на волне октябрьских событий 1917 года и совершивших собственную революцию в кинематографе (советская монтажная школа: Л. Кулешов, С. Эйзенштейн, В. Пудовкин). Его фильмы перевернули представление о документалистике как о механическом, иллюстративном отображении действительности, о камере как её фиксаторе и монтаже – как простой склейке кадров. Вертов мечтал об упразднении всех форм буржуазного искусства и о создании нового, очищенного от любых заимствований языка кино, посредством которого можно будет осуществить «коммунистическую расшифровку действительности».
Видя в игровом кинематографе вредный пережиток, эксплуатирующий средства других искусств (сценарий – из литературы, актёра – из театра) и служащий средством одурманивания зрителя, в своих теоретических работах Вертов призывал к его полному упразднению. Единственной возможной формой революционного киноискусства он видел хронику. Но из беспристрастно-информационной она должна была превратиться в действенную форму идеологического убеждения масс.
Ключевую роль в достижении этих целей играли совершенствование выразительных средств экрана, задействование всего многообразия предоставляемых кинотехникой возможностей и монтаж, при помощи которого материал организовывался как ритмически, так и тематически. Хроника, по Вертову, призвана была стать поставщиком правды на экран, однако правды не как скупой передачи голых фактов, но согласующейся с марксистским пониманием действительности.
Центральным понятием теории и практики Вертова стал киноглаз. Этот неологизм был придуман режиссёром для обозначения, с одной стороны, киноаппарата, более совершенного, чем глаз человеческий, а потому пригодного для исследования всего многообразия зрительных явлений. С другой стороны, стал методом исследования реальности (при помощи камеры) и целенаправленной её организации (средствами монтажа). Главная цель киноглаза – застать «жизнь врасплох», уловить суть «видимого мира», не вмешиваясь в него. Для этого режиссёр прибегал к целому арсеналу приемов: от скрытой камеры (человек не подозревает о том, что его снимают) до съёмки людей, поглощенных каким-либо требующим концентрации занятием.
Фильм «Человек с киноаппаратом» — своего рода экранный манифест Вертова, в котором воплотились его мечты по созданию «подлинно международного языка кино на основе его полного отделения от языка театра и литературы» (в немой картине отсутствуют поясняющие титры). Многими воспринятый как формальный эксперимент и каталог кинематографических приёмов, этот фильм не был оценён современниками по заслугам.
Действительно, в этой ленте Вертов применяет целый спектр кинематографических трюков: двойная экспозиция (наложение двух изображений друг на друга), рапид (ускоренная съёмка для получения эффекта замедленного движения), стоп-кадр, резкие монтажные переходы, голландский угол (острый угол съёмки снизу вверх), макрокрупные планы (на весь экран изображена какая-либо деталь), съёмки с движения и т. д. Вертов словно упивается демонстрацией возможностей камеры (киноглаза) и монтажа. Это был кураж творца, осознавшего свою силу над материалом.
Если на формальном уровне картина выглядит провокационно, то на содержательном, на первый взгляд, представляет собой вариацию довольно распространённой в документалистике 20-х гг. темы одного дня из жизни города . Люди пробуждаются, вместе с ними приходит в движение целый город, кто-то бездельничает, кто-то работает, кто-то занимается спортом, кто-то отдыхает… Из осколков реальности Вертов творит картину коллективной жизни, с помощью монтажа объединяя разрозненные события в единую, целостную картину действительности. При этом материал организован не сумбурно, а разделён на тематические блоки: пробуждение, происшествия, женский труд, мужской труд, спорт, досуг и т. д.
Пожалуй, «Человек с киноаппаратом» оказывается самым неидеологизированным фильмом Вертова, хотя и здесь ненавязчиво, но считывается социальная критика, например кадры женщины, красящей брови в салоне красоты, монтируются с женщиной-рабочей. Но всё-таки на первое место в картине выходит упоение жизнью, её вечным движением, где соседствуют радость и боль, счастье и беда, рождение и смерть; фильм «робко и почти стыдливо обращается к вечным вопросам, касающимся смысла существования как коллектива, так и отдельного человека» . Однако и здесь уже кроется «подвох». Мы наблюдаем жизнь города не реального, но созданного на монтажном столе: съёмки проходили в Одессе, Киеве и Москве. Это отголоски ранних экспериментов самого Вертова и Льва Кулешова, соединявших разрозненные кадры, снятые разными операторами в разных местах так, что у зрителя складывалось впечатление единого события и пространства.
Фильм, вызвавший у многих современником недоумение и неприятие, в 2014 году был назван лучшим документальным фильмом всех времён .
1 view
51
9
20 hours ago 00:40:46 1
Причина большинства болезней. Связь здоровья людей и здорового состояния почв.
2 days ago 00:26:44 1
Сатья на форуме “Москва 2030“
3 weeks ago 01:40:31 2
Коровы. Глобалисты. Инопланетяне.
3 weeks ago 00:11:22 1
Как алкоголь убивает клетки мозга Лекция Жданова В Г
4 weeks ago 00:32:58 1
Алексей Султанов. “Зачем вы так поступили со мной?“ Конкурсы и инсульты.
1 month ago 01:25:52 1
Катынский расстрел. Память, которую хотят стереть
1 month ago 00:28:07 6
Женское счастье. Имрам о том, что лежит в основе женской гармонии
1 month ago 01:27:17 1
СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ - СОВМЕСТНЫЙ ТРУД СУПРУГОВ. МИХАИЛ И НАДЕЖДА ТЕЛЕПОВЫ
1 month ago 00:04:39 1
Свадебный марш осла и королевы. Феликс Мендельсон.
1 month ago 00:05:40 1
Ферруччо Бузони «Рабочие правила пианиста». Советы пианистам от итальянского виртуоза.
1 month ago 00:10:25 1
Н. Метнер и “Повседневная работа пианиста и композитора“. Записки-советы пианиста и композитора
1 month ago 00:05:26 1
Как композиторы входили в транс для написания музыки? Где находили вдохновение?
1 month ago 00:08:01 1
Расписание дня Прокофьева. И что от нас скрывают!
1 month ago 00:13:20 1
Святослав Рихтер: мифы и истории из жизни. Биография.
1 month ago 00:00:58 1
Понасенков про духовность и глубинный русский народ
1 month ago 00:39:01 1
Беседы по Исааку Сирину. Лекция 105. Слово 74. Часть 2 | Священник Константин Корепанов
1 month ago 00:40:04 1
НАУ ЭРА #3 - Причины глобального изменения климата и деградации человечества.
1 month ago 00:21:31 1
История, которой нет: Сейчас 7531 год | ОБМАН И КОНТРОЛЬ ГЛОБАЛЬНОГО МАСШТАБА
1 month ago 00:00:23 1
НЕ ГУЛЯЙТЕ с детьми В АВТОКРЕСЛЕ! Почему? Смотри ролик!
1 month ago 00:15:07 7
НОВОСТИ ОКТЯБРЯ: ЛЕКЦИЯ В БАУМАНКЕ , МИЛЛИОН УЧИТЕЛЯМ ОТ ИГОРЯ РЫБАКОВА, ДРОБЫШЕВСКИЙ И Т.Д.!
1 month ago 00:08:02 1
Майя Плисецкая “Рабы. Нам всю жизнь внушали, что мы - рабы“. О России, коммунизме хуже фашизма.
1 month ago 00:05:34 1
Зачем музыкальному произведению нужно «отлежаться»? Как музыканту не заиграть произведение?
1 month ago 00:51:56 1
Беседа 27 из цикла “Духовная жизнь по Симеону Новому Богослову“ | священник Константин Корепанов
1 month ago 00:11:29 1
Виртуозность. Виртуозная и виртуозническая игра. Виртуозная игра на фортепиано пианино.