Апокалипсис. Семь ангелов. Орган, хор, ансамбль ударных инструментов – прямой эфир концерта в Соборе
Органный концерт в Римско-католическом соборе в Москве
1 марта 2023 года
В программе:
Йозеф Гайдн (1732-1809)
«Семь последних слов нашего Спасителя на Кресте», Op. 51 (версия для струнного квартета и органа)
Вступление
Соната I: «Pater, dimitte illis, non enim sciunt, quid faciunt» [«Отче! прости им, ибо не знают, что делают»] (Лк 23:34)
Соната II: «Amen dico tibi: hodie mecum eris in paradiso» [«Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»] (Лк 23:43)
Соната III: «Mulier, ecce filius tuus. Ecce mater tua» [«Жено! се, сын Твой. Се, Матерь твоя»] (Ин 19:26-27)
Соната IV: «Deus meus, Deus meus, utquid dereliquisti me?» [«Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»] (Мф 27:46; ср. Мк 15:34)
Соната V: «Sitio» [«Жажду»] (Ин 19:28)
Соната VI: «Consummatum est» [«Совершилось»] (Ин 19:30)
Соната VII: «Pater, in manus tuas commendo spiritum meum» [«Отче! в руки Твои предаю дух Мой»] (Лк 23:46)
«Землетрясение»
Анна Ветлугина
«Septem angeli» для детского хора, баритона, органа и ансамбля ударных
I. Dies irae
II. Et vidi septem angelos
III. Stella Absinthius
IV. Vae, vae!
V. Locusta
VI. Septem tonitrua
VII. Libellum apertum
VIII. Dies irae
IX. Templum Dei
Выступают:
Струнный квартет Астория
Тамара Егорова (скрипка), Татьяна Бреславская (скрипка), Елена Швецова (альт), Анна Зарубина (виолончель)
Академический женский хор Московского областного музыкального колледжа им. С. С. Прокофьева (художественный руководитель – лауреат всероссийского конкурса Ирина Устьянцева)
Детский камерный хор «Увертюра» (художественный руководитель – Ольга Островская)
Ансамбль ударных инструментов Московского областного музыкального колледжа им. С. С. Прокофьева (художественный руководитель – Евгений Полтораков)
Дмитрий Максименко (баритон)
Лауреат международных конкурсов
Анна Ветлугина (орган)
Титулярная органистка римско-католического кафедрального собора в Москве, лауреат международных конкурсов
Анна Ефремова (художественное слово)
Актриса Московского академического театра сатиры
Дирижёры – Илья Рейбарх и Ирина Устьянцева
«Семь последних слов Спасителя нашего на кресте» Гайдн написал для собора в испанском городе Кадисе. Там была традиция ежегодно Великим постом размышлять о последних словах Иисуса, отделяя каждую медитацию музыкой. Задача была очень трудной, но композитор великолепно справился с ней, добавив в финале ещё одну пьесу, изображавшую землетрясение, которое произошло в момент смерти Христа. Существуют разные версии этого произведения. В Соборе на Малой Грузинской оно прозвучит в исполнении струнного квартета и органа.
«Septem angeli» («Семь ангелов») Анны Ветлугиной для детского хора, баритона, органа и ансамбля ударных написано на средневековую секвенцию Dies irae и тексты из Откровения Иоанна Богослова. Обычно эта тема ассоциируется с картинами разрушения, такие же мысли вызывает и жёсткий инструментальный состав. Но для автора важен взгляд изнутри: что переживает человек, наблюдающий Апокалипсис, – ужас или детское любопытство и надежду? Ведь конец света в христианстве означает начало преображения и наступление Царства Божьего.