Пусковая установка залпового огня БМ-13НММ Катюша Mehrfachraketenwerfer BM-13NMM Katyusha

БМ 13 — советская боевая машина реактивной артиллерии, периода Великой Отечественной войны, наиболее массовая советская боевая машина этого класса. Наиболее широко известна под народным прозвищем «Катюша». БМ 13 активно применялась на всех фронтах, в течении всей Великой Отечественной войны и в боях на Дальнем Востоке. После окончания второй мировой войны неоднократно модернизировалась. Реактивная установка устанавливаюсь на различные грузовики и танковые шасси отечественного и зарубежного производства. Поставлялись во многие станы мира и использовались в многочисленных локальных конфликтах. Состояли на вооружении Вооруженных сил СССР до начала восьмидесятых годов двадцатого века. Первые экспериментальные пусковые установки БМ-13 на шасси машин ЗИС-6 были изготовлены в июне 1941 года в количестве восьми штук — две в Воронеже, на заводе имени Коминтерна и шесть в Москве в НИИ-3 НКБ СССР, причём одна установка была отправлена в Севастополь на испытания. Поэтому на формирование первой экспериментальной батареи в МВО были использованы семь установок. Первое применение новинки произошло 14 июля 1941 года: батарея установок под командованием капитана Флёрова нанесла удар по скоплению вражеских войск на станции Орша. До апреля 1943 года для монтажа пусковых установок М-13-16 (для шестнадцати 132-мм рективных снарядов М-13) гвардейских реактивных миномётов БМ-13-16 использовали разные шасси — с июля до 15 октября 1941 года ЗИС-6 (372, в том числе и для небольшого числа БМ-8-36). Затем на шасси гусеничного артиллерийского тягача СТЗ-5-НАТИ и грузовика ЗИС-5, а с начала 1942 года на шасси поставляемых в СССР по Ленд-лизу американских, британских и канадских грузовиков: Студебекер ЮС6 (Studebaker US6, США), Джи-Эм-Си 352 (GMC CCRW 352, США), Итернейшнл М-5 «Интер» (International М-5Н-6-318, США), Форд-Мармон-Херрингтон (Ford-Marmon-Herrington НН6-СОЕ4, США), Шевроле Г7107/Г7117 (Chevrolet G7107/ G7117, США), Додж Т203 (Dodge Т-203В, Канада) (не путать с известными Dodge WC-51 и WC-52 (США) грузоподъёмностью 3/4 тонны — «Додж три четверти»), Бедфорд (Bedford OYD, Великобритания), Форд ВОТ-8 «Фордзон» (Ford WOT-8 «Fordson», Канада — «Форд „канадский“»), трёхосный Остин К-6 (Austin К-6А, Великобритания). С апреля 1943 года появилась БМ-13Н — модификация БМ-13-16 на шасси только Студебекер ЮС6. Индекс «Н» — нормализованная. Модернизации БМ-13Н — базовый вариант на шасси автомобиля Студебекер ЮС6, на вооружение с 1943 года, в 1948 г. — на ЗИС-150 • БМ-13НН (Индекс ГРАУ — 52-У-941Б) — вариант на шасси автомобиля ЗИС-151, принят на вооружение в 1949 году (первая модернизация) • БМ-13НМ (Индекс ГРАУ — 2Б7) — вариант на шасси автомобиля ЗИЛ-157, принят на вооружение в 1958 году (вторая модернизация) • БМ-13НММ (Индекс ГРАУ — 2Б7Р) — вариант на шасси автомобиля ЗИЛ-131, принят на вооружение в 1966 году (третья модернизация и последняя) С момента появления реактивной артиллерии (РА) её формирования находились в подчинении Верховного Главного Командования. Они использовались для усиления стрелковых дивизий, оборонявшихся в первом эшелоне, что существенно увеличивало их огневую мощь и повышало устойчивость в оборонительном бою. BM 13 - Sowjetisches Raketenartillerie-Kampffahrzeug aus der Zeit des Großen Vaterländischen Krieges, das massivste sowjetische Kampffahrzeug dieser Klasse. Am bekanntesten unter dem populären Spitznamen “Katyusha“. BM 13 wurde an allen Fronten, während des Großen Vaterländischen Krieges und in Schlachten im Fernen Osten aktiv eingesetzt. Nach dem Ende des Zweiten Weltkriegs wurde es mehrmals modernisiert. Der Raketenwerfer ist auf verschiedenen Lastkraftwagen und Panzerchassis der in- und ausländischen Produktion installiert. In viele Länder der Welt geliefert und in zahlreichen lokalen Konflikten eingesetzt. Sie waren bis Anfang der achtziger Jahre des zwanzigsten Jahrhunderts bei den Streitkräften der UdSSR im Einsatz. Die ersten experimentellen Trägerraketen BM-13 auf dem Chassis von ZIS-6-Maschinen wurden im Juni 1941 in einer Menge von acht Stück hergestellt - zwei in Woronesch, im Komintern-Werk und sechs in Moskau im Forschungsinstitut-3 des NKB der UdSSR, und eine Installation wurde zum Testen nach Sewastopol geschickt. Daher wurden sieben Installationen verwendet, um die erste experimentelle Batterie im MVO zu bilden. Die erste Anwendung der Neuheit fand am 14. Juli 1941 statt: Eine Batterie von Installationen unter dem Kommando von Kapitän Flerov schlug auf die Konzentration feindlicher Truppen auf der Station Orsha ein. Bis April 1943 wurden für den Einbau von M-13-16-Trägerraketen (für sechzehn 132-mm-M-13-Reaktivgranaten) der BM-13-16-Wächterraketenwerfer verschiedene Fahrgestelle verwendet - von Juli bis 15. Oktober 1941, die ZIS-6 (372, auch für eine kleine Anzahl von BM-8-36). Dann auf den Fahrgestellen des Raupenartillerieschleppers STZ-5-NATI und dem ZIS-5-LKW, und ab Anfang 1942 auf den Fahrgestellen amerikanischer, britischer und kanadischer LKW
Back to Top