О кряшенах Сибири, Татарстана и других регионов - в программе Россия, любовь моя! на канале Культура.
Данный выпуск этнографической передачи, вышедший в свет в 2016 году, называется “Кряшены из Комаровки“. Телепередача канала “Культура“ начинается с сюжета о жителях сибирского кряшенского села Комаровка, которое расположено в Красноярском крае.
В Сибирь кряшены переселились из Мамадышского уезда в царское время в начале ХХ века - тогда государство поощряло переселение населения в сибирские области из западной и центральной России. Жителям Комаровки во многом удалось сохранить свою самобытную кряшенскую культуру. В передаче вы увидите - ткацкий станок и другие предметы быта, которые в сельской кряшенской семье передавалось из поколения в поколение.
В качестве эксперта в передаче выступает учёный-этнолог Иван Севастьянов, известный в качестве исследователя кряшенского народа. В основном, в фокусе его внимания в ходе телепередачи - кряшены Татарстана, но упоминаются и кряшены др. регионов. Иван Севастьянов упоминает и про нагайбаков.
В передаче высказывается мысль, что кряшены - отдельный самобытный народ, который волей советской власти причислили в состав татар.
Севастьянов говорит о “пограничном“ (по его мнению) положении кряшен по отношению к татарам, но высказывает мнение что кряшены имеют право на самоопределение в качестве отдельного народа, и никто не вправе запрещать это кряшенам. Он озвучивает известный факт: для татар и кряшен характерны разные этнографические комплексы (то есть - культура разная).
Иван Севастьянов разъясняет, в чём состоит разница между кряшенами и крещёными татарами (татарами, которые приняли христианскую веру в виде Православия либо протестантизма). Он упомянул о татарах-христианах нашего времени и времён присоединения Казанского ханства к России. По его словам, те представители татарской знати которые во времена Ивана Грозного приняли Православие и инкорпорировались в состав русских дворян (ассимилировавшись) - не имеют отношения к кряшенам.
Также учёный озвучивает факт - нагайбаки в РФ признаны отдельным этносом, и напоминает о следующем: многие высказывают мысль - согласно которой логично было бы чтобы и кряшены получили статус отдельного этноса.
По его словам, уже в конце 19 века кряшенская интеллигенция демонстрировала кряшенское этническое самосознание, не считая себя частью татар.
Севастьянов высказывает гипотезу, что национальный костюм кряшен, как и национальный костюм чувашей - это по сути народный костюм жителей Волжской Болгарии. Также он вспомнил, что встречал кряшен - которые горды тем фактом, что принадлежат к кряшенскому народу.
Учёный-этнограф в этой передаче рассказывает и о сходстве кряшен и мишар - оба этих тюркоязычных народа отличаются от казанских татар (добавим к его словам - самобытный мишарский народ в советское время также росчерком пера причислили к татарам).
К сведениям, прозвучавшим на данной телепередаче, добавим. По нашей собственной информации, в Москве и Новосибирске есть семьи, которые являются потомками жителей сибирского кряшенского села Комаровка (кряшены этого села в период после ВОВ активно переселялись в города).
101 view
3199
1221
3 months ago 00:02:42 1
О кряшенах Мамадыша узнает вся страна
6 months ago 00:10:01 1
«Необычные православные»: в Альметьевском районе кряшены отметили «Покров день»
7 months ago 00:10:48 1
Особенности традиционного песнопения у татар-кряшен
9 months ago 00:11:59 1
Андрей Каплин о православных татарах и кряшенах в Татарстане
9 months ago 00:04:17 1
104 Гайсә йөрәгемә кергәнче мин.
9 months ago 00:02:59 1
76 Мәрхәмәтеңне мәнге җырлармын.
9 months ago 00:03:36 1
03 Халкыбызга ярдәм кулы сузып, Алла Сүзен бүләк итәбез