Микеланджело Буонарроти. «Пьета́» (ок. 1498—99) Одна из главных достопримечательностей Собора Святого Петра в Ватикане (Рим)

“При поддержке банкира и коллекционера антиков Якопо Галли Микеланджело получил первый ответственный заказ на скульптурную группу «Пьетá» («Оплакивание» от итал. pieta – милосердие) для капеллы франц. кардиналов в старом соборе Св. Петра (1497–1501). Он выбрал редкий для Италии тип «Пьеты», восходящий к немецким деревянным статуям Марии с мёртвым Христом на коленях. Микеланджело создал образ юной Девы Марии, горе которой, в отличие от страдающих, измождённых Мадонн северных прообразов, выражается лишь в её светлой печали; с несравненным искусством две перекрещивающиеся фигуры объединены в группу с замкнутым силуэтом, придающим ей особую пластическую выразительность. Благодаря тщательной полировке все детали исполнены с величайшей степенью законченности, придающей мрамору фактуру драгоценного камня (приём, который позднее использовал Бернини). С Возможно, к этому же времени относится незаконченное «Положение во гроб» (Нац. галерея, Лондон) – первое живописное произведение Микеланджело, заказанное монахами монастыря Сант-Агостино в Риме (1500). [...] В 1533 папа Климент VII назначил Микеланджело главным папским художником, архитектором и смотрителем всех папских построек. В эти годы он был дружен со многими известными людьми, в частности с поэтессой В.Колонна, однако всё более погружается в мир глубоко личных переживаний, остро ощущая своё одиночество. К позднему творчеству относятся фреска «Страшный суд» в Сикстинской капелле: и исполненные по заказу папы Павла III фрески капеллы Паолина в папском дворце («Обращение Савла», между 1542 и 1545, и «Распятие апостола Петра», между 1546 и 1550), две скульптурные группы «Пьета́» и «Положение во гроб» для своей гробницы; все они отражают изменение мировосприятия художника и одолевающие его мысли о смерти (из письма от 1557: «денно и нощно я стремлюсь подружиться со смертью…»). [...] Самыми поздними скульптурными произведениями Микеланджело являются религиозные скульптурные группы – «Пьета́ со св. Никодимом» («Положение во гроб», около 1550), разбитая самим скульптором в 1555 и собранная затем его учеником Т.Кальканьи (ныне Музей собора, Флоренция), «Палестринская Пьета́» (1550-е, Галерея Академии, Флоренция) и неоконченная «Пьета́ Ронданини» (первоначально – «Положение во гроб», начато в 1552), над которой Микеланджело работал до своей смерти (ныне – в Кастелло-Сфорцеско, Милан). Эти глубоко трагедийные произведения лишены того духа античной классики, которым проникнуто раннее творчество мастера. Пафос скорби воплощается в них посредством угловатых и истончившихся форм, утративших свою полнокровную жизненность, но исполненных внутренней экспрессии“ (). Венцом развития темы «Оплакивание», к которой скульптор обращался на протяжении всего своего творчества, стала его последняя статуя – «Пьета Ронданини» (1559-1564, Кастелло-Сфорцеско, Милан), он неоднократно менял композицию скульптурной группы: о ней с “Смерть Микеланджело принял столь же стоически, как и приходы болезни. Еще 12 февраля 1564 года, за 6 дней до смерти, он работал в Риме над скульптурной группой «Пьета», проведя целый день на ногах. Через день у него начался жар, только тогда он согласился лечь в постель. «В полном сознании в присутствии друзей и слуг он завещал «свою душу — Богу, а свое тело — земле», пожелал быть похороненным в его милой Флоренции, куда он жаждал вернуться «хотя бы мертвым», — рассказал Даниеле да Вольтерра в письме к Джорджо Вазари в марте того же года“ (). “На протяжении веков он считался наиболее самобытным и влиятельным скульптором в мировом искусстве, чьи произведения, как и саму манеру работы в материале, отличают экспрессия и индивидуальная выразительность. Его творческая и личная биография прекрасно документированы; почитаемый при жизни, он упоминался в современных ему лит. сочинениях (напр., «Диалогах о числе дней, проведенных Данте в поисках Ада и Чистилища» Джаннотти, 1546); его работы, даже неоконченные, коллекционировались и копировались. Первая его биография появилась в 1527 у Джовио, а к моменту выхода 1-го издания «Жизнеописаний» Вазари (1550) сложился ее канон. Микеланджело — единственный художников, чье имя прижизненно включено в книгу, где фигура мастера интерпретировалась как высочайшее олицетворение всех искусств, основой которых является рисунок [во 2-м издании (1568) текст был существенно переработан]. В 1553 Кондиви составил еще одну биографию, призванную исправить ошибки, допущенные Вазари; благодаря личной интонации повествования в ней наиболее последовательно выстраивается миф о Микеланджело, который существенно повлиял на романтические представления о его личности“ ()
Back to Top