Во второй половине 19 века в России происходит активное строительство железных дорог. Это новое техническое решение объединило не только две столицы Империи, но и сделало доступными Черное и Балтийское моря, Волгу, Кавказ. Появилась Уральская горнозаводская ветка железнодорожной магистрали (Пермь – Нижний Тагил – Екатеринбург (1874-78 года). Стали задумываться о проведении железной дороги на Дальний Восток. И если бы успели до конца века ее сделать – как знать – чем закончилась бы Русско-японская война?
Начался 1866 год. В Вятской и Пермской губерниях два года подряд случался страшный неурожай, голод. Для выяснения ситуации с продовольствием и решения вопросов на Урал был направлен Евгений Васильевич Богданович (кстати, его именем назван один из городов Свердловской области). В чине полковника он состоял на службе в Министерстве внутренних дел. В кротчайшие сроки на оценив ситуацию, Евгений Васильевич доложил, что для предупреждения нехватки продовольствия необходимо провести железную дорогу из внутренних губерний Империи. Эта дорога «будучи впоследствии проложенной через Сибирь к китайской границе, получила бы важное стратегическое и международное коммерческое значение».
Вот с этого-то доклада все и началось в Красноуфимском районе! Получив деньги на изыскания «Проекта сибирско-уральской железной дороги» (1868) два года кипела работа, итогом которой стал План строительства железной дороги. Предполагалось ей пройти через города: Казань – Сарапул – Красноуфимск – Екатеринбург – Камышлов и дойти до Тюмени. Долгих 46 лет красноуфимске жители, купцы, администрация, земская управа жили мечтой о железной дороге! Есть в Российской истории примеры городов, которые хотели, чтобы в их «тихий патриархальный уклад жизни» как можно дольше не приходил прогресс. А здесь – совсем наоборот!
Красноуфимцы жаждали и с нетерпением ждали начала строительства. В 1906 году Земская управа даже предложила построить «хоть маленький участок» – «Кунгур-Красноуфимск». Но из Министерства Путей сообщения пришел ответ, что «соединение Красноуфимска веткой со строительством Пермь-Екатеринбургской железной дороги за счет казны не поставлено на очередь …в виду затруднительного состояния государственной казны.»
1911 год принес надежды на скорую реализацию давнишней мечты. Возобновились работы по изысканию и решение о включении Красноуфимска в железнодорожную сеть было близко. Говорят, чтобы ускорить решение, местные купцы носили взятки во все «инстанции», куда могли дойти. Конечно, здесь был и далеко идущий коммерческий расчёт. Неоднократно жителями писались письма: «В случае практического строительства железной дороги доступ для сельскохозяйственных грузов зауфимского района будет открыт» (1902г.). «Обширный хлебородный уезд ежегодно дает значительный избыток хлеба. В годы урожая избыток достигает 4-7 миллионов пудов» (1910г.). И вот наконец мечта длинною почти в полвека подошла к конкретной реализации. В 1914 году за строительство этого участка дороги взялось акционерное общество «Московско-Казанская железная дорога». Главным инженером 7-го Красноуфимского участка назначен П. П. Филин.
И вот тут начались сложности. Строить в Красноуфимске станцию было дорого и невыгодно. Предполагалось, что железная дорога пройдет по низине, западнее станции Черная речка, выйдет в районе нынешней селекционной станции и пойдет в пойме рек Уфа и Бисерть. А Паровозное депо намечалось построить на станции Чад. В этом случае не пришлось бы строить тоннели. Поскольку Сылвенский кряж с точки зрения инженерных условий — очень сложное препятствие, сложнее даже чем Главный Уральский хребет.
Для строительства железной дороги акционерное общество выкупало на территории строительства земли. Причём стоимость была достаточно высокой. Например, за одну десятину земли (почти гектар) под дорогой владельцам выплачивалось по 10 рублей, за десятину из-под леса – 50 рублей, за покос – 90, а за гектар приусадебной земли – 200 рублей. И городские власти Красноуфимска пошли на необычные меры. Они предложили для строительства железной дороги земли в городе не выкупать, а выделить безвозмездно. Такая настойчивость не осталась без внимания. И благодаря коммерческой хватке, терпению и мечте сегодня Красноуфимский район имеет у себя великолепные образцы инженерной мысли: было построено на линии Казань-Екатеринбург 7 мостов-виадуков и 9 тоннелей.
Экскурсию провела Наталья Ябекова – Председатель Региональной Национально Культурной автономии марийцев Свердловской области «Урал мари».
Информационную поддержку оказали
- Кузнецова Ольга Николаевна,
- Поскина Алла Александровна,
- Соловьева Татьяна Николаевна – туристическая фирма «Континент» г. Красноуфимск.
479 views
441
108
6 months ago 00:40:58 1
КРЫМ! Отель Камелот ПОКОРИЛ с ПЕРВЫХ минут! Отдыхаем как короли! МАЛОРЕЧЕНСКОЕ сегодня
6 months ago 00:57:42 1
ВЕРБИЛКИ. МАНУФАКТУРА ГАРДНЕРА.
6 months ago 00:24:24 1
БУСТЕР ОТКРЫЛ КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛУБ ВМЕСТЕ С COLIZEUM. RAVE BY BUSTER.
6 months ago 00:08:10 1
путешествие на край времени
6 months ago 00:44:49 1
КАК ЖИВУТ ЛЮДИ В СТАЛИНСКОЙ ВЫСОТКЕ С ВИДОМ НА КРЕМЛЬ. Легендарный дом на Котельнической набережной.
6 months ago 00:28:39 1
VLOG | Поездка в Краснодар, запускаем школу вокала, будни и быт с предпринимателями
6 months ago 00:42:40 1
Горный Алтай | Жизнь своих | Первый канал | 2024
6 months ago 00:50:43 1
ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ 2024 ВЕСНОЙ! ОБЗОРНАЯ ПОЕЗДКА! СТОИТ ЛИ В НЕГО ЕХАТЬ НА ПМЖ?
6 months ago 00:10:42 1
Экскурсии к Пирамидам 2024. Какие пирамиды можно посетить? Что внутри пирамид Каира ?
6 months ago 00:10:15 1
ВЛОГ: Snoop Palych НАЧАЛО КАРЬЕРЫ 🤣 Дела домашние: УБОРКА, закупка ПРОДУКТОВ, покупки ВАЙЛДБЕРРИЗ 🫠
6 months ago 00:26:02 1
Сшибуя и подъём на Shibuya Sky
6 months ago 01:13:50 1
Документальный фильм про космос 2023 / Космическое путешествие вместе с National Geographic
6 months ago 00:10:03 1
Кругосветное путешествие вместе с Хрюшей - Москва - География для детей
6 months ago 00:59:43 1
ЧАДО ИЗ АДА | НОВЫЙ СЕЗОН | 6 СЕРИЯ
6 months ago 00:04:17 1
ЗаSHITники - Где Спасибо? Ник Черников (Despacito cover)
6 months ago 01:20:51 1
Полнометражный фильм “Путешествие в Тридевятое Царство“
6 months ago 00:41:06 1
5. Экскурсия по Музею русской иконы_Искусство и культура старообрядчества
6 months ago 00:08:17 1
ЭКСТРЕМАЛЬНО! Впервые за 40 лет!!! Спускаемся в самую старую деревянную шахту
6 months ago 01:33:30 1
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ
6 months ago 00:37:09 1
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ХАКАСИИ | ЗАБЫТЫЕ КРЕПОСТИ И ЗАМКИ
6 months ago 00:02:09 1
Великий Русский путь путешествие в 5 000 км стартовало из Херсонеса
6 months ago 00:00:49 1
Где отдохнуть при посещении выставки?
6 months ago 00:00:14 1
Хотите выгодно вложиться в недвижимость и выбираете подходящий объект?
6 months ago 01:40:03 1
Надежда Васильева (Балабанова): «Это не мистика. Это жизнь»//«Скажи Гордеевой»