«Все грани японского литературного авангарда». Лекция Павла Соколова

Японская литература ХХ века подарила нам множество ярких имен и гениальных произведений. В 2019 году мы продолжим разговор о японских классиках прошлого столетия. Речь пойдет как об очень известных авторах, таких как Сюсаку Эндо, Мати Тавара, Банана Ёсимото, так и о тех, чьи имена у нас знают в основном специалисты, например, Дзюндзабуро Нисиваки. Дадаисты, футуристы, сюрреалисты… Япония в начале прошлого века активно осваивала западные тренды в искусстве, примеряя их как новомодные костюмы. Поэты и писатели не оставались в стороне. Возникали новые течения, некоторые из которых шокировали не только простых обывателей, но и коллег по цеху, привыкших к «традиционной манере» письма. На первой лекции нашего цикла мы поговорим о японском литературном авангарде. Лектор — Павел Соколов, журналист. Наш сайт: VK: Telegram: 0:00 Библиотека им. Н.А. Некрасова представляет курс лекций «История японской литературы» 0:19 - исторический контекст; землетрясение Канто 1923 года, корейские погромы, начало эпохи Сёва, японо-китайская война, Вторая мировая война 2:56 - Конрад о литературном процессе 20-х годов в Японии. 4:22 - японский дадаизм; поэт Такахаси Синкити. 7:05 - японский футуризм; Давид Бурлюк в Японии 9:05 - японский футурист Хирадо Рэнкити; отрывки из манифеста японского футуризма 14:08 - анархистская группа “Пройденный путь”; Накахара Тюя 20:42 - сенсуалисты; Хагивара Сакутаро, Муроо Сайсэй, Ямамура Ботё 27:47 - взаимодействие модернистов друг с другом, особенности литературного процесса в соприкосновении с историческим контекстом. 29:04 - неосенсуалисты, модернистская проза; Кавабата Ясунари, Риити Ёкомицу 35:43 - Риити Ёкомицу; ”Весна пролетает в пролётке” “Конь божества”, “Муха” 42:28 - пролетарская литература, отношение к ней в советском литературоведении и на родине. 45:35 - представители пролетарской литературы Цубои Сигэдзи “Солдат в голове”, Сунао Токунага “Улица без солнца” 49:04 - сюрреализм; Дзюндзабуро Нисиваки 55:49 - отрывок из работы Ито Сэй в качестве отражения господствующих настроений в эпоху модернизма в Японии. 57:53 - Вопрос: дадаисты, футуристы и в принципе анархисты - они были теоретиками или только практиками? Ответ: манифест японского футуризма - это чисто теоретическая вещь, у дадаистов тоже была своя программа, так что в целом они занимались скорее созданием таких манифестов внутри своей литературной тусовки; течения возникали не только в качестве протеста на тогдашнюю реальность, но и как своего рода реальность на другие направления, каждое и 1:00:23 - Вопрос: можете ли вы выделить какие-то специфически японские черты, то, что было ими привнесено в модернизм нового, своего, особого, местного, или они всё-таки были подражателями? Ответ: их нельзя полностью назвать подражателями; всё, что попадает на японскую почву, видоизменяется, преобразуется по-своему; в качестве специфической черты можно выделить - более тонкое восприятие 1:03:10 Вопрос: то есть заимствование всё-таки шло с Запада? Ответ: сами идеи дадаизма, футуризма пришли с Запада, но они развились и благотворного повлияли на дальнейшее развитие японской поэзии. 1:04:39 Вопрос: существует ли в традиции японской поэзии рифмованные стихи? Ответ: да, существуют, однако эпоха рифмы в японской литературе была короткая: она пришлась на 1890-е - начало 1920-х; рифмованные стихи писал Симадзаки Тосон; с 1920-х годов от рифмы отказываются вовсе. 1:09:12 Вопрос: было ли влияние китайской литературы? Ответ: китайская цивилизация была культурным донором для Японии на протяжении столетий; во второй половине 19 века началась усиленная вестернизация, внимание японской интеллигенции было переключено на запад, но внимание к китайской поэзии не ослабевало; у Ясуси Иноуэ часть произведений была посвящена китайской теме; образованная интеллигенция была знакома с китайской классикой, в частности Нацумэ Сосэки, чьё творчество впоследствие повлияло на многих японских писателей.
Back to Top