Фильм: Овсяный кисель

О вилегодской кухне. Для нас, современников, гастрономические изюминки традиционной вилегодской кухни с причудливыми названиями: “дежень“, “бобошница“, “ кипришиха“, “саламат“ не что иное , как некая загадка старины, давно ушедшие в прошлое традиции, а еще - туристическая привлекательность территории. И от части -романтика. Ведь правда же вызывает эмоцию, когда тебе предложат отведать пестовника или тёртой драчёны! На поверку окажется всё простой крестьянской едой , бесхитростной, часто постной. И романтики тут не столь много. Безусловно, с одной стороны простота в приготовлении и экологичность продуктов- это залог здоровья и долголетия, а с другой, вчитываешься в рецепты, записанные со слов деревенских жителей 20х-30х годов рождения, и видишь за скупым описанием того, как приготовить кашу-подымницу ( всего то достав из русской печи чугунок с крутым кипятком и“разбулькать“ в нем ясной муки)- описание нелегкой крестьянской жизни, часто полуголодной.Когда не важно чем, “лишь бы брюхо набить“ - как сказывают старики. Рецепты традиционной кухни Русского Севера- это описание того, как крестьянин старался выжить и выкормить свою семью, как крепко обеими руками он держался за пядь земли - она кормилица. От того и множество блюд местной кухни столь просты. Но всегда женщины старались разнообразить ежедневную еду. От сюда разнообразие начинок для пирогов, ягодных болтушек для прихлебывания кислого овсяного киселя. Ведь хотелось порадовать домашних, побаловать сладеньким детишек. В память о предках мы должны сохранить то богатое наследие традиционной вилегодской кухни, которое досталось нам! Предлагаем вашему вниманию 2 часть фильма “Вилегодская кухня, Готовим по традиции“. Приезжайте к нам в гости, станем готовить вкусные кушанья вместе. Татьяна Регуш. ************************************************************************** От всего сердца благодарим за сотрудничество Екатерину Григорьевну Байбородину , автора книги “Вилегодская говоря. Вилегодская кухня“. “Виледь удивительна своей красотой и богата природной щедростью. само звучание этого слова завораживает, настраивает на возвышенный лад, создает ощущение чистоты и свежести. Оглядите эту землю внимательно, почувствуйте тепло, красоту и доброту. прислушайтесь к нежному шуму листвы, к шороху трав, щебетанью птиц, и вы услышите дыхание прекрасной Вилегодской земли.Взберитесь на наши угоры , косогоры.Погуляйте у речек, ручьев, урочищ с интересными названиями. Мы живём в крае имеющим богатое историческое прошлое. Наши предки жили среди природы. Традиции, обряды, праздники были способом их бытия: разумно, нравственно, красиво. Виледь и сегодня относится к заповедным северным местам, где можно изучать, сохранять, развивать культурное наследие и приобщать современников к ценностям традиционной культуры. Край интересен не только удивительной природой, но и славен людьми, трудолюбивыми и гостеприимными, открытыми и сильными, отзывчивыми и мужественными, исполненными чувства человеческого достоинства, благородства и доброты. Недаром в народе говорится: “ Каков край- таковы и люди “. Вопросы о народном питание тоже тесно связаны с традициями. Рецепты блюд передавались по наследству, от старших к младшим. Они и сегодня представляют этнографический и даже экономический интерес. Народная пища в значительной степени зависела от окружающих природных условий, культуры населения и его благосостояния. Вилегодская кухня, как любая другая народная кухня, в значительной степени основывается на обычаях: с ними связаны названия кушаний, напитков, способы их приготовления. Разнообразить стол заставляли и смена времён года, и и чисто местные традиции, и личные пристрастия. Празднично- календарный цикл также влиял на характер еды. Замечено, что люди старшего возраста являются приверженцами той пищей, которой питались сызмальства. К сожалению, многие прежние названия блюд и способы их приготовления стали забываться. Это связано с миграцией населения из неперспективных деревень в села и города. Молодое поколение живет в иных социально - бытовых условиях, далеких от традиционного образа жизни старой деревни. Да и этнический состав населения Виледи сильно изменился. Но память старшего поколения хранит и наши традиции, и особенности деревенской кухни, поражающие своей самобытностью. Хлеб да соль нас всегда зовут к миру, теплу домашнего очага. Он символ труда и благополучия. “ Екатерина Григорьевна Байбородина, заслуженный работник культуры Российской Федерации , автор книги “Вилегодская говоря. Вилегодская кухня“.
Back to Top