В 1980-м году режиссёр Сисворо Гаутама Путра (1938-1993) – «индонезийский Фульчи», как его иногда величают, – выпустил на экраны мистическую ленту «Слуги Сатаны» (Pengabdi Setan), в которой умудрился совместить зомби-ужастик о чёрной магии с триумфом религиозной морали. Фильм навсегда изменил национальное жанровое кино и стал одной из самых значительных вех в истории азиатского хоррора (совсем недавно в Индонезии были сделаны два весьма удачных ремейка: «Слуги Сатаны» 2017 и «Слуги Сатаны 2» 2022). В центре сюжета – семья, которую после смерти матери стали посещать разного рода видения и духи. Отец, сын и дочь Мунарто усомнились в вере и поэтому стали уязвимы для потусторонних сил. Повелевает нечистью верховный демон, скрывающийся под личиной их новой экономки Дармины...
Сперва может показаться, что посыл фильма банален и прост: вера – это единственная защита от сил зла, увлекающих души в ад и делающих нас рабами дьявола. Однако ленту никак нельзя назвать религиозной агиткой – она уходит от однозначных трактовок, хотя сам режиссёр, возможно, и был правоверным мусульманином. Религия здесь играет роль контрапункта социуму, где человек человеку волк, а духовность оттеснили идолы богатства и роскоши. Конечно, фильм не был бы так хорош, если бы не его визуальное совершенство – неспешный психоделический ритм, искусная игра светотени, до жути натуральный грим обитателей загробного мира – всё это создаёт совершенно уникальную зловещую атмосферу, которая вводит зрителя в подобие транса. Тут нет обилия крови или шоковых сцен – для режиссёра гораздо важнее постепенное нагнетание саспенса и тонкая игра с потусторонней материей. Само собой, нельзя не отметить эмбиентную музыку Густи Анома, которая источает зловещие вибрации и подводит нас к кульминации – столкновению всех членов семьи с ведьмой Дарминой и подчиняющейся ей нежитью.