Псков, Мирожский монастырь | Pskov, the Mirozhsky monastery
Фрагмент фильма о Пскове...
* * *
Спасо-Преображенский Мирожский Завеличский монастырь — монастырский комплекс XII века, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма.
Находится во Пскове, при впадении реки Мирожи (откуда и получил своё название) в реку Великую, в районе, называемом Завеличьем.
Ансамбль взят под государственную охрану как памятник республиканского значения.
Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к середине XII века и связывать с именем святителя Нифонта, епископа Новгородского, возможно, грека по происхождению.
Монастырь был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности, «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую.
Монастырь упразднён в XX веке. После революции 1917 года в Мирожском монастыре разместилась Псковская экскурсионная станция. Монашеская жизнь в стенах обители стала возрождаться в 1994 году, когда храм Первомученика Стефана, братский корпус и дом настоятеля был передан Псковской епархии по договору аренды. Тогда же была создана мирожская международная иконописная школа.
1 мая 2010 года весь комплекс зданий и территорий монастыря, за исключением Спасо-Преображенского собора и малых келий, был передан Русской православной церкви в безвозмездное пользование.
Монастырь расположен на стрелке двух рек, неоднократно подвергался затоплению, сильнейшие отмечены в стенах монастыря в 1886, 1900, 1928, 1960, 2011 годах.
Древнейшие постройки монастыря, кроме собора, не сохранились. В настоящее время ансамбль Мирожского монастыря состоит из: Спасо-Преображенского собора с ансамблем фресковой живописи (XII-нач. XX вв.), Настоятельского корпуса (XVI—XIX вв.), Стефановской церкви (XVII в.), Братского корпуса (кон. XVIII—XIX вв.), братских келий (XVII—XIX вв.), монастырской ограды в 400 м (1799—1805 г.) и здания бани (нач. XIX в.).
Собор Спаса Преображения выстроен из плинфы и камня до 1156 г. Это крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип. Храм является одним из лучших примеров русской архитектуры домонгольского периода.
Расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Фрески выделяются единством художественного замысла и своей высокой сохранностью. По стилю они напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века.
В XVII веке фрески были забелены, что способствовало их сохранности. Стараниями археолога и историка искусств В. В. Суслова и его учеников они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Потёртость красочных слоёв и отдельные утраченные участки не устраивали духовенство монастыря.
Указом Синода В. В. Суслов был отстранён от реставрации, а для «восстановления» фресок была нанята артель владимирских иконописцев под руководством Н. М. Сафонова, которая в 1900—1901 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов.
Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, но и по сей день примерно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года.
Ныне Спасо-Преображенский собор представляет собой музей. Богослужения в Спасо-Преображенском соборе проводятся братией монастыря только в определенные праздничные дни.
* * *
➀͏͏͏ Подписывайтесь на мой канал YouTube - это, как правило, 300 новых фильмов в год о Путешествиях по Миру и России, жизни детей, спектакли и концерты и т.д., что составляет мою жизнь, увлечение и работу.
➁ Подписывайтесь на мой IG - каждый день что-то новое -
➂ Добавляйся в ВК - и
➃ Стучись в ФБ -
☆ Есть предложения? Пишите на мой: @
Ни один Ваш комментарий, ни одно ваше письмо не останется без ответа!
P.S. Если я вдруг не ответил – значит я еще не прочитал Ваше письмо или коммент!
© Для СМИ и любых информационных площадок: вы можете использовать или копировать материалы из этого ролика полностью или частично, но только с указанием моего авторства (фотограф © Владимир Кот) и ссылкой на это видео.