В России, как и в мире, активно развиваются различные интеллектуальные конкурсы и соревнования среди школьников. С одной стороны, в них принимают участие не все учащиеся, с другой стороны, обсуждается значимость такого рода форматов работы подростками по развитию их агентности, инициативности, а также для возможности социального лифта. Одни конкурсы в большей мере направлены на решение задач селекции интеллектуально одаренных учащихся (особенно для набора целевых абитуриентов в вуз). Другие в большей мере направлены на развитие кооперативности и продуктивного взаимодействия участника, конкурс как пространство развития и обогащения культуры исследовательской и/или проектной деятельности учащихся, вовлечения учащихся в научно-технологические инициативы. В любой случае, участие в такого рода конкурсах, олимпиадах, фестивалях – проявление проактивного поведения, то есть выход за пределы заданного, обязательного, нормативного в школьном образовании.
В исследовании был разработан опросный инструмент – «Шкала агентности», который прошел психометрические измерения на большой выборке как школьников российский школ, так и отдельно среди участников ряда интеллектуальных соревнований. Сами конкурсы были подобраны так, чтобы имели различные характеристики в своих основаниях: индивидуальная / командные; продуктивные виды деятельности (исследования, проекты) / решение задач закрытого типа (предметные олимпиады); соревновательные / кооперативные; реализация процесса деятельности / предъявление результата завершенной деятельности. С помощью Шкалы агентности были выявлены связи между рядом факторов, в том числе показана существенная разница уровней агентности между нормо-типической выборкой и участниками интеллектуальных конкурсов.
Выявлено различие уровня агентности между участниками конкурса и школьниками, не проявляющие на поведенческом уровне выход за пределы заданного в школьном образовании. При этом показано, что нет значимых связей с рядом базовых факторов (пол, возраст, уровень образования родителей, размер города проживания и др.). Существеннее оказываются факторы опыта деятельности и жизненных устремлений. То есть мы можем говорить, что «мы сами кузнецы своей агентности». А участие в конкурсах – один из поведенческих признаков ее проявления.
Исследование проведено в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Оно адресовано как педагогам и наставникам, нацеленным на развитие агентности своих подопечных, так организаторам интеллектуальных конкурсов и соревнований учащихся.
Докладчики:
Алексей Обухов, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук
Дискуссанты: Елена Струкова, начальник отдела содействия развитию одарённых школьников Дирекции по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ, кандидат филологических наук
Андрей Андрюшков, старший научный сотрудник проектно-учебной лаборатории «Молодежная политика» НИУ ВШЭ, кандидат политических наук
Модератор: Елена Овакимян, эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ
1 view
309
103
2 days ago 00:53:08 1
Это видео ваша личная ЗАЩИТА от ГИБДД РФ не имеет право останавливать авто СССР!