Владимир Иванович Машков о колокольном звоне и прожитой жизни. День памяти 28 февраля
г. 22 года со дня упокоения известного московского звонаря Владимира Ивановича. Вечная память!
Владимир Иванович Машков (2 февраля 1907 — 28 февраля 2001) — церковный звонарь, один из немногих представителей этого искусства в советское время. Награждён Орденом Сергия Радонежского III степени и орденом Святого Благоверного князя Александра Невского. Происходил из семьи безземельного крестьянина села Большое Алексеевское Коломенского уезда Глебовской волости. Отец Машкова в 11 лет приехал в Москву, работал «мальчиком», чистил служащим ботинки, затем закончил бухгалтерские курсы и стал счетоводом, а в дальнейшем известным купцом, долгие годы ведавшим продовольственным снабжением МХАТ. По рассказу самого Машкова, интерес к колоколам появился у него в раннем детстве: «Когда мне было 4 года, я со своей няней поднялся впервые на колокольню в подмосковном дачном поселке Клязьма. Няня ударила в колокол, а я испугался и заплакал. Второе мое посещение колокольни было в храме Ивана Великого в Кремле. Третий раз я оказался на колокольне в Елохове, где мы были прихожанами. Я влюбился в колокола». С 1920 года в течение десяти лет отрок Владимир звонил на колокольне Елоховского собора, совсем рядом с которым, на Новой Басманной улице, он жил вместе с родителями. На протяжении двух месяцев он также был посошником патриарха Тихона. В 1930-е гг. колокольный звон был запрещён, и Машков работал чертежником, конструктором. После окончания Великой Отечественной Войны, когда звон в храмах разрешили, Машков стал звонарём Преображенского собора на Преображенской площади в Москве и работал в нём до 1964 г., когда собор был разрушен. После этого Машков некоторое время звонил в храме Апостолов Петра и Павла на Солдатской улице в Лефортове, а в ноябре того же года был приглашён звонарём в Новодевичий монастырь, где проработал более 30 лет. Принимал участие в отборе колоколов для восстановленного Храма Христа Спасителя. Из воспоминаний Владимира Ивановича: “Я не теоретик колокольного звона, а сугубый практик, и учеников своих обучал и обучаю на колокольне. Расскажу о колоколах и колокольнях, с которыми меня свела жизнь. 7 мая 1907 года наша семья переехала жить в дом у Елоховского собора, и окна моей детской комнаты находились прямо напротив колокольни. Расстояние от подъезда нашего дома до входа на колокольню, как я позднее подсчитал, составляло 52 шага. Я рос под колокольный звон. Моими любимыми игрушками были колокольчики, на Рождественскую елку я помещал бумажные колокольцы, которые мы делали сами. В четыре года я впервые попал на колокольню, в шесть лет вместе с отцом поднялся на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле, которая всегда была открыта для посетителей. ...Мои глубоко верующие родители воспитали меня православным, и это спасало и охраняло меня всю жизнь. Как звонаря меня наградили орденом Святого Благоверного князя Александра Невского и орденом Преподобного Сергия Радонежского, а также двумя грамотами за подписями патриархов Пимена и Алексия II. ... Для хорошего колокольного звона нужно быть глубоко верующим человеком, как великий звонарь Смагин, любить звон, колокола. Без любви с колоколами лучше дела не иметь. Совершенствование в звоне достигается во времени. Звонарь - это не специальность, это Дар Божий. Колокольный звон, как и стихи, должен иметь свою рифму. Это очень важно. Некоторые трели я делаю громкими, другие - тихими. У большинства современных звонарей звон на одном уровне. Колокольный звон - это часть Богослужения, он должен возвышать дух человека, устремлять его к горнему миру, а не развивать музыкальными мелодиями душевность, затрагивать эмоции и через них открывать путь страстям. Сравните песнопения знаменного распева до середины семнадцатого века и сочинения Веделя, Березовского, Бортнянского, находившихся под влиянием итальянской музыкальной традиции. Колокол - это не музыкальный инструмент, а церковный священный предмет “звонкая икона“, “умозрение в звуке“. Колокол - это голос Церкви, зовущий издалека и посылающий привет как дворцам, так и лачугам. Алексей Константинович Толстой хорошо это выразил в стихотворении “Благовест“... Колокола - для спасения людей. Устраивать концерты колокольной музыки - кощунственно, по этой дороге наш народ уже однажды пришел к 1917 году. Не случайно Сараджев кончил свои дни в доме для умалишенных. Всё это я рассказываю своим ученикам. Рассказываю и о том, что повидал и услышал...“
Материалы взяты с разрешения владельцев, Коновалова Игоря Васильевича и Мишуровского Константина Александровича.
Текст читает Василий Викторович Вакатов.
Идеи создания роликов на канале Ксении Звонаревой, в случае желания опубликовать интересную историю о звонарях и колокольном звоне обращайтесь, всегда рада, адрес почты Kseniazvon@
#колокольныйзвон #ВладимирМашков #звонвмосковскойтрадиции #звонМашкова #новодевичийзвон