Новые имена современной музыки. Анна Поспелова — «Equilibrio»
Мировая премьера произведения Анны Поспеловой «Equilibrio» в рамках фестиваля «Другое пространство» в Казани.
Анна Поспелова:
- Я родилась в городе Москве в семье инженеров. Музыкантов в семье нет. Я начала учиться музыке так, как, наверное, все дети: меня отдала мама в музыкальную школу в класс фортепиано. Композицией стала заниматься неожиданно для себя: когда я играла концерты Моцарта, мне всегда учительница говорила: «Может быть, лучше ты сама сочинишь каденцию?» Когда я сдавала зачеты, всегда спрашивали: «Чья это каденция?» – и когда говорили, что я сама сочинила, педагоги не очень верили.
- Когда я училась в училище, не думала о композиции тоже. Потом уже мой педагог по композиции в училище Ирина Михайловна Стасеева буквально заставила меня заниматься композицией. Она даже позвонила моей маме, мама говорила, что времени нет, а Ирина Михайловна – что это необходимо. Я никогда не собиралась поступать в Консерваторию на композиторский факультет, и теперь думаю о том, как интересно складывается судьба. И понимаю, что все сложилось правильно.
- Мое сочинение, представленное на конкурс, называется «Эквилибриум». В переводе это означает «равновесие», и сочинение было написано уже после того, как появилось имя: сначала я придумала название и, уже исходя из этого, придумала форму – и композиционную, и драматургическую. То есть это – про равновесие, про баланс между слоями в оркестре, между тембрами. Про равновесие между противоборствующими силами, добро и зло, например. Но эти вещи, мне кажется, на поверхности лежат: когда прослушиваешь сочинение – становится понятно.
- Я сочиняю музыку разными способами. Иногда сочинение может родиться из названия. Иногда из какой-либо идеи. Это может быть прочитанная книга, может быть одно-единственное слово... Или, например, ты летишь на самолете и видишь сверху город с огоньками, и у тебя начинает работать мысль в этом направлении. Интересно, что мне в голову чаще приходит конец произведения, то есть я представляю себе четко, как это закончится и потом уже пристраиваю к этому начало.
- Современную академическую музыку стараюсь слушать, но на это не всегда хватает времени. Недавно я была на знаменитых курсах в Дармштадте, где прослушала огромное количество новых сочинений последних лет. Из российских композиторов я слежу в первую очередь за творчеством Алексея Сюмака, из зарубежных меня больше всего интересует Беат Фуррер.
- Cовременная академическая музыка в привычном смысле, когда человек приходит на концерт и слушает, остается вещью элитарной. Возможно, именно поэтому в последнее время меня очень интересуют синтетические жанры, где музыка является не первостепенной основой и целью, а работает наравне с другими пластами – такими как сценическое действие, актёрская игра и так далее. Это мне интересно, года два или три я этим активно занимаюсь.
- В последнее время я пишу музыку, непосредственно работая с музыкантами, будь то отдельно взятый солист или русский народный ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной: когда ты можешь с коллективом или отдельным исполнителем непосредственно работать, получаешь от этого очень большой заряд. И видишь, что могут тебе предложить данные музыканты, и понимаешь, что можешь им предложить как композитор. Это очень интересный вид работы, получается такой энергетический обмен. И когда вы уже обменялись всем этим, то при прослушивании твоего сочинения не возникает никаких вопросов: это общий процесс, который вы сотворили вместе.