Праздничный костюм женщины-мокшанки. Нач. ХХв. Юго-западная группа. Торбеевский район Мордовии.
Народная одежда мордвы-мокши юго-западной группы славится богатством нагрудных украшений и тонкой ,тщательно проработанной вышивкой. Локальная особенность мокшанского костюма этой группы характеризуется монолитностью силуэта и пышностью объемов, создаваемых за счет многочисленных драпировок. Белую рубаху носили с большим напуском -пазухой, мягкие складки обобщали линии фигуры, подчеркивая величавую стать женщины. Основой праздничного костюма является ожа ки щам - рубаха с тонкой ажурной вышивкой вдоль рукава, по низу подола и крупными мотивами ≪наля≫ по бокам, выполненными разноцветными нитями в технике ≪кирпичик≫. Белизну холста подчеркивает тонкая вышивка, выполненная в монохромных и ярких контрастных цветах. Нарядно-изысканным дополнением в костюм входят узорчатые бисерные украшения. Контрасты белого и черного, лилового и зеленого, голубого и оранжевого в сочетании с блеском серебряных монет, с мерцанием стекла бус и бисера создают иллюзию драгоценности материалов.
Комплекс украшений отличают самобытные черты. В него входит сюлгам трапециевидной формы , декорированный рядами монет. Вокруг сюлгама группировались остальные элементы нагрудного декора: круглый воротник - кргань пирьф, гайтан, бусы. Особый интерес представляет украшение - кргань пирьф. Снизанный в виде округлого оплечья , кргань пирьф спереди завершается упругой сеткой-передником, сделанной из низок бисера на конском волосе, соединенных проволочными звеньями. Поверхность ажурного передника обогащается введением мелких чешуйчатых монет.
Обязательным в ансамбле украшений был гайтан, который плели в форме орнаментированной ленты или узорного бисерного жгута. Его нижняя часть оформлена крестом.
Поясную часть комплекса оформляли подвески - каркс цект, ансамбль которых составляли несколько деталей, как правило, они были парными и располагались с одной стороны, другую сторону уравновешивали полотенцами. Особая роль отводилась боковым полотенцам - бока руцят, которые ткались из красных нитей и украшались рядами лент, позумента, кружева.
Старинным женским головным убором был златной — чепец из холста, облицованный красным шелком, налобная часть украшалась широким четырехугольником золотного шитья монастырской работы, а к боковым крыльям пришивались квадратные твердые щитки, покрытые кумачом и декорированные шелковыми лентами, плисом и галуном. Носили златной на волоснике с каркасом из прямой дощечки в верхней части.
Завершением ансамбля является обувь, сапоги со сборами на голенищах — кямот относились к разряду праздничной дорогой обуви. Особенно нарядными среди них считались с лаковой или сафьяновой оторочкой и медными или стальными подковками.
Коллекция МРМИИ им. С.Д. Эрьзи
Музыкальная композиция в исполнении этнографической фольклорной студии-MEREMA.
15 views
793
226
1 month ago 00:05:45 1
Старинный русский вальс “Берёзка“ // Ко Дню Победы // Государственный Кремлёвский Дворец // 2022