М. Казиник. Романтическая скрипка Пабло де Сарате

В этой программе Михаил Казиник дарит нам ряд произведений, прекрасно сыгранных, великолепно написанных, ярких и романтических. «Начнём с «Испанского Паганини» Пабло Сарасате. Он один из тех, кто увековечил паганиновский дух на скрипке. Его так и называли «Паганини конца века», «Испанский Паганини», «Король искусства музицирования», солнечный светлый художник. Перед ним преклонялись самые строгие скрипачи, которые не очень любили виртуозность. Все были покорены его игрой. Секрет его обаяния в непосредственности его искусства, какой-то детской чистоте и красоте. Сарасате – это как дитя мира, настолько свободного, лёгкого. Он рисовал картины народных испанских танцев. Эти танцы представляли в воображении слушателей как живые. Ауэр ставил Сарасате после Вьетана и Иоахима выше всех скрипачей второй половины 19 века. Лёгкость, красота, гармоничность, совершенно невероятный смычок, штрихи, какая-то невиданная красота музыки, звучание и очень сильная испанская линия. Послушаем «Баскское каприччио“ Сарасате в исполнении Леонида Когана, а затем ещё одно его произведение в исполнении скрипача 20 века Ицхака Перельмана «Наварра» - очень яркое, очень характерное для него, превращающего скрипку в поющих птиц, в какую-то серенаду, гитару, в страсть испанскую. Невозможно не вспомнить гениального Генрика Венявского, который довёл скрипку до вершин красоты, гармонии, любви, страсти. Один из величайших мелодистов не только скрипачей-композиторов, но и среди музыкантов всех времён. Прозвучит его «Скерцо-тарантелла» в исполнении Ицхака Перельмана – вершина красоты, романтизма, танцевальности. Мы говорили о музыке, написанной для скрипки скрипачами. А теперь услышим, какие подарки сделал для скрипки П.И.Чайковский. Немногие знают, что намного сложнее играть музыку композиторов, которые не играли на скрипке. Ведь композитор, не знающий скрипку своими собственными руками, пишет так, как ему Бог на душу положит, а скрипачам приходится разбираться, и зачастую это не так легко. Мы услышим чудо Чайковского «Мелодия». В ней две мелодии. Одна из них мелодия, а другая – птичий щебет, птичий танец»
Back to Top