Самая человеческая черта в человеке.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали с вами о десяти прокаженных, которых Господь исцелил от тяжкой болезни проказы. Евангелие говорит нам, что только один из десяти вернулся к Богу поблагодарить Его за исцеление. Благодарность - это самая человеческая черта в человеке. Насколько человек умеет благодарить от души,настолько он и настоящий человек. Из сегодняшнего евангельского чтения мы видим с вами, что большинство людей, и мы с вами, в большинстве случаев своей жизни по-настоящему редко благодарим. Вот примерно в таком же соотношении, как 10 к одному. Благодарность - это та возможная от нас любовь к Богу, которую Господь вложил в наше сердце. Благодаря ему мы радуемся общению с Богом, радуемся помощи благодатной от Него. Вообще просто, когда благодарим, в этот самый момент мы и превращаемся в настоящих людей, любящих Бога. Посему благодарность является такой яркой в нас чертой человечности, на которую мы должны обратить особое покаянное внимание. Настоящая благодарность возникает в сердце человека тогда, когда он по-настоящему кается, осознает свое непотребство, свою неисправность, свою немощи осознает, и когда искренне он это понимает, то сердце свое готовит ко всяким искушениям. Вот, например, апостол Павел говорит нам: “О всем благодарите!“ Естественно мы с вами рады бываем, когда у нас все благополучно складывается в нашей жизни, и мы, естественно, благодарим. Но вот глубина христианского самосознания, глубина покаянного устроения понуждает нас благодарить Бога и за скорби, и за болезни, и за всякие житейские нестроения, ибо в них, как мы понимаем, врачуется наша окаянная душа, и, может быть, в них-то как раз Божественная благодать особой любовью своей снисходит в нашу душу, врачуя её от многоразличных недугов и болезней, от многоразличных проказ душевных, которые есть - наши страсти. И поэтому, когда человек осознает свое окаянное положение, он от души благодарит о всём и за всё. И вот тогда, когда человек искренне кается в своих грехах, так организуется его внутренняя духовная жизнь, что он всегда, в любых обстоятельствах находит возможность Бога о чем-то благодарить. Когда мы с вами черствеем, и сердце наше каменеет, и мы как-бы мертвеем духом своим, это происходит тогда, когда мы опускаемся в плоть, когда наше сердце погружается в заботы о своем внешнем благополучии. Как-то все духовное гаснет в нас сразу. И вот тогда, когда мы окаменеваем в своих плотских желаниях и обыкновенных человеческих стремлениях, у нас находятся безконечные поводы быть недовольными жизнью. Потому что никогда никому нигде не удавалось так устроить свою плотскую жизнь, чтобы она абсолютно радовала человека. У человека потребности небесного характера, ничто плотское удовлетворить его до конца никогда не может, потому что всякое погружение в плоть - это безконечные досады, нетерпение, ненасытность и неблагодарность. Когда человек погружается в плоть, сердце его не может благодарить, потому что оно не испытывает настоящего удовлетворения, а сердце наше Бог создал наедине, и оно ничем настоящим, внешним, видимым удовлетворится не может, потому что Бог заложил в него вечные основы. И вот только тогда, когда человек пробуждает в себе стремление к искреннему покаянию, только тогда в его сердце и рождается настоящее глубинное постоянное Богу благодарение. Мы это видим в лике святых отцов и всех тех людей, которые искренне стремились к Богу. Потому что благость Божия ничего в нашей жизни скорбного, болезненного, неприятного не допускает, если из этого не выходит, какая-то духовная польза. Когда человек начинает искренне стремиться к покаянию, то он это начинает понимать. И тогда о всем, что бы с ним не случилось, он Бога благодарит. В этом есть выражение высшей радости и ощущение своего глубинного высшего человеческого достоинства. Посему Святая Церковь окружает нас такими атрибутами, чтобы мы стремились к этому искреннему покаянию, и чтобы в нем мы умели благодарить Бога о всем, или находили в своей жизни то, за что можно благодарить. Человек, который так благодатно устроен, или стремится к такому благоустроению, он всегда находит, за что благодарить, даже если всё плохо, то он найдет, о чем ему Богу сказать спасибо и чему обрадоваться. А если человек, как говорилось выше, погружен в плотские всякие изыски, ищет своего комфорта и покоя в этом внешнем текущем преходящем мире, то он даже при всем возможном для человека благополучии найдет то, к чему можно придраться, на что можно роптать и досадовать, и быть недовольным всем - близкими и Богом. Благодатное устроение нашей души как бы принадлежит нам самим и благодати Божией, и оно все заключено в таинстве, настоящем таинстве глубинного покаяния, или, во всяком случае, как для нас возможно, искреннего к этому стремления. (продолжение можно прочитать в разделе Сообщество)
В начало