Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути. Лекция №16 (часть 2)
Аудиоприложение к книге: Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути. — М.: Фонд Мераба Мамардашвили, 2014
«К книге прилагается двусторонний DVD с аудиозаписью 36 лекций. При проведении реставрационных работ мы старались по возможности сохранить тембральную и интонационную окраску голоса М. К., не добиваясь абсолютной стерильности и “правильности“ звука в целом. Записи были сделаны 30 лет назад, причём очевидно, что лекции записывались на разные диктофоны, с использованием плёнки то лучшего, то худшего качества, к тому же зачастую производилась запись поверх записи, поскольку кассеты использовали неоднократно. Некоторые кассеты были механически повреждены уже при записи, поэтому оригиналы аудиозаписей крайне неоднородны, качество звука варьирует от одной лекции к другой, от фрагмента к фрагменту внутри одной и той же лекции. Таким образом, нам пришлось иметь дело с самыми разнообразными дефектами записи: шумом лентопротяжного механизма и аудиотракта самого диктофона, импульсными помехами и связанными с ними потерями слов или слогов, выпадением записи звука по разным каналам, т. е. потерей стереозвука, изменением скорости вплоть до секундных (и меньше) колебаний между нормальным и ускоренным звучанием. Последнее было особенно заметно в лекции 29 (хотя и не только в ней), в которой обнаружилось более 200 фрагментов движения плёнки с разной скоростью при записи. Существенная часть дефектов записи определяется разного рода “объективными“ причинами: например отходом лектора от микрофона, стуком по столу, на котором находился диктофон, ударами по микрофону и вообще различными механическими действиями, связанными с аппаратурой.
В целом нам удалось добиться значительного улучшения качества звучания, хотя, повторяем: речь идёт не об абстрактном “улучшении спектра“ и не об абстрактном “удалении шумов“, а о сохранении узнаваемого тембра голоса и лекционной атмосферы при соблюдении требований определённой разборчивости текста. В особенно трудных случаях пришлось пожертвовать небольшими фрагментами, когда очевидный и заметный дефект, с которым не удалось справиться, удалялся вместе с фрагментом записи, но такие потери не слишком велики. Мы старались максимально сохранить все части записи, поскольку некоторые фрагменты лекций исходно не были записаны (диктофон включался не всегда вовремя, или лекция длилась дольше “кассетного“ времени), или за прошедшие годы магнитный слой частично осыпался, и какой-то фрагмент стал “нечитаемым“» — Е. Мамардашвили «От редактора» (с. 6-7 указ. изд.).