Фрагмент моего фильма о городе Палермо (Сицилия),
который мы посетили во время совершения Круиз «Блики Солнца на воде» (14 – 21 января 2018 г.) по Средиземному морю на лайнере «MSC Meraviglia» - смотрите:
* * *
Палатинская капелла (итал. Cappella Palatina — буквально, «дворцовая часовня») — капелла Норманнского дворца в Палермо, личная капелла сицилийских королей и вице-королей.
Является одним из важнейших памятников арабо-норманнского стиля, содержит выполненные византийскими и местными мастерами мозаики XII века (дополнялись вплоть до конца XVIII века), а также редчайший для Европы арабский резной потолок. 3 июля 2015 года внесен ЮНЕСКО в список объектов всемирного культурного наследия.
Палатинская капелла расположена на втором этаже Норманнского дворца, вход в неё организован с пьяцца Индепенденца. Является музеем, но с ежедневным совершением мессы.
Поскольку в Норманнском дворце с 1947 года заседает Региональная ассамблея — парламент автономной области Сицилия, часы работы музея являются неопределёнными, так что посетителям рекомендуют посещать капеллу в первой половине дня. В зависимости от времени заседаний Региональной ассамблеи посетителям Палатинской капеллы разрешают увидеть некоторые парадные залы двора, в том числе зал Рожера, содержащий редкие для норманнской Сицилии мозаики XII века на светские темы, и зал Геркулеса - место заседаний первого парламента королевства Сицилии в 1812 году.
Первый король Сицилии Рожер II начал строительство капеллы в своей резиденции в 1130 году.
Последние крупные изменения в интерьере капеллы произошли при реставрации в конце XVIII века, в царствование Фердинанда III. Именно тогда на месте снесённого балкона на северной стене мастером Санти Кардини из Ареццо были вновь выполнены несколько мозаик из цикла Бытия (от беседы Каина с Богом до постройки Ноем ковчега), а также созданы новые мозаики в трёх апсидах капеллы, разительно контрастирующие с окружающими византийскими мозаиками XII века.
Палатинская капелла представляет собой классическую трёхнефную базилику с тремя апсидами. Поскольку храм задумывался как частная капелла, предназначенная для узкого круга лиц, размеры его невелики: 33 метра в длину и 13 в ширину. Интерьер капеллы поражает не стремительностью пространственного размаха и многоплановостью замысла, а общей гармонией основных элементов, продуманностью целого и мелочей.
Иконография капеллы имеет поразительное сходство с расписанным в те же годы собором Мирожского монастыря в Пскове.
Гарвардские византисты предполагают общий источник иконографической программы, наверняка являющийся византийским. В искусствоведческой литературе обращается внимание на то, что образы расходились веером вокруг несохранившегося балкона монарха, напоминая средневековый кинематограф.
4 views
128
28
4 weeks ago 01:41:56 1
С.А. Сиднева. Дети в итальянских культах местночтимых святых
3 months ago 00:00:58 1
Processo a Salvini, Buongiorno: “Italia in ginocchio per far scendere i migranti”