«ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ». Исполняет София Ротару (муз. Е.Мартынова, сл. А.Дементьева). ЦТ, 1975 г.
Представляемый материал – это номер из гала-концерта Всесоюзного ежегодного фестиваля «Песня года», проводившегося Главной редакцией музыкальных программ Центрального телевидения СССР и традиционно снимавшегося в Большой концертной студии Телевизионно-технического центра «Останкино» (АСК-1). Очень популярную песню Евгения Мартынова на стихи Андрея Дементьева «Лебединая верность» ярко исполнила столь же популярная певица София Ротару. Функцию аккомпаниатора визуально выполнил вокально-инструментальный ансамбль «Червона рута» Черновицкой государственной филармонии, в котором София была штатной солисткой (а её супруг – А.Евдокименко – руководителем).
Стоит заметить, что своей рекордной суперпопулярности «Лебединая верность» была обязана в большей степени не столько исполнению С.Ротару, сколько авторскому исполнению Евгения Мартынова и его страстно-романтичному образу. Именно с образом и внешностью Мартынова – в первую очередь – публика связывала трагическую судьбу песенного героя-лебедя. Потому и основным контингентом в стане поклонников композитора тогда стали женщины, причём всех возрастов. Популярность песни и её автора была в 1975 году преумножена и выходом в свет пластинки-миньон «Евгений Мартынов поёт свои песни», которая (благодаря “балладе о лебединой любви“) переиздавалась «Фирмой Мелодия» многочисленными тиражами аж до 1978 года! Но, как уже отмечалось в иных наших анонсах, изначальный формат фестиваля не предполагал авторского исполнения песен в гала-концертах, и лишь со временем стали допускаться исключения, установившиеся как норма в эпоху перестройки. При этом «Лебединую верность» Мартынов сочинял в расчёте на голос и облик конкретно Ротару: не зря певица всегда называла эту балладу “своей“ – одной из самых сокровенных и возвышенных в её творчестве.
В качестве профессионально-технической информации сообщим следующее. Данный архивный материал в 1991 году был переписан в ТТЦ «Останкино» на плёночный рулон “VPR“ с эфирного оригинал-мастера, смонтированного на видеорулоне “Кадр“; позже – в киноконцерне «Мосфильм» – материал был перегнан на кассету “Betacam SP“, а в 2011 году оцифрован в инжекторной аппаратной Телеканала «REN-TV». Именно указанные варианты перегонов и оцифровки в дальнейшем использовались в телепередачах, издавались (по лицензии от правообладателя Ю.Мартынова) в DVD-программах и попали в интернет. Заметим также, что практически 99% мартыновских теле- и киносъёмок, представленных на современных музыкальных порталах (за исключением сайта ), имеют указанные “корни“ перегонов.
Однако обнародуемый ныне видеопродукт более свежий и более качественный: в 2012 году его аналоговый исходник был заново переписан в ТТЦ «Останкино» с рулона “VPR“ на кассету “Betacam SP“ и там же – в «Останкино» – оцифрован. Плюс к тому, в 2022 году публикуемый нами материал подвергся компьютерной реставрации, поскольку старая практика монтажа и хранения видеоматериала на аналоговых носителях не обошлась без свойственных таким технологиям издержек в виде “осыпания магнитного слоя плёнки и выбивания строк“ (профессиональная терминология, используемая в эфирных паспортах телепрограмм для обозначения того, что материал архивный и его дефекты не подлежат устранению). Но при компьютерной реставрации с этим можно бороться, что мы и делаем, имея аналоговые оригиналы с разными вариантами их перегонов и оцифровок.
Режиссёр видеореставрации – Владимир Макарихин, редактор – Юрий Мартынов. (2022 г.)