История 8 класс (Урок№31 - Русская архитектура, живопись и скульп. XVIII в. Театр и муз. искусство.)

История 8 класс Урок№31 - Русская архитектура, живопись и скульптура XVIII в. Музыкальное и театральное искусство. Узнаем о культурном пространстве Российской империи XVIII века, рассмотрим материал о живописи, скульптуре, музыке и театре; узнаем, какие стили господствовали в искусстве XVIII века, в чем их особенности, познакомимся с выдающимся творцами и их произведениями. Сегодняшний урок будет посвящен архитектуре, живописи, скульптуре, музыке и театру. Какие стили господствовали в искусстве XVIII века? В чем их особенности? Каких выдающихся личностей мы можем назвать? Каковы их произведения? Это нам предстоит выяснить. Век Просвещения по праву можно назвать временем расцвета русской культуры. Привлечение иностранцев познакомило русских мастеров с европейскими стилями, а также способствовало созданию своих. Наибольшее распространение получают несколько из них. Стиль барокко, получив распространение в архитектуре еще с конца XVII века, постепенно набирает обороты и при Петре I и его преемниках. Большой популярности он достиг при Елизавете Петровне, однако после ее смерти постепенно вышел из моды и сменился классицизмом. Отличительными особенностями стиля были пышность, вычурность, богато украшенные цветные фасады зданий, а наиболее ярким представителем этого стиля можно считать В.В. Растрелли. Его шедевры – Большой дворец в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском селе, ансамбль Смольного монастыря и обновленный Зимний дворец и сегодня являются украшениями не только Петербурга, но и всей России. В живописи стиль барокко был представлен во внутреннем оформлении архитектурных ансамблей, а также в парадных портретах. Одним из наиболее известных художников, работавших в этом стиле, стал А.П. Антропов. Его портреты показывают своего героя правдиво, но в то же время подчеркивают его волевые качества, достоинство, уверенность в себе. Такими стали его портреты Петра III и архиепископа Кулябки. Со смертью Елизаветы Петровны, на престол взошел ее племянник Петр III, проявлявший интерес к стилю рококо. Однако недолгое правление Петра не позволило стилю проявиться в полной мере, известность получил лишь один его представитель Ф.С. Рокотов, но не при императоре, а в годы правления его жены Екатерины II. Портреты работы Рокотова отличались тонким исполнением, поэтичностью, проникнутые осознанием духовной и физической красоты человека, они сохранили для нас образы современников Екатерины II. Наибольшую популярность в годы правления императрицы получил стиль классицизм. В архитектуре его представляли В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов. Василий Иванович Баженов стал известен благодаря строительству дома Пашкова в Москве. Кроме того, им был создан проект перестройки Московского Кремля, который пришлось отложить после восстания Е.И. Пугачева, проекты церквей в Подмосковье, дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве. Признание ожидало архитектора уже при Павле I, который привлек Баженова к строительству Михайловского замка в Петербурге и назначил вице-президентом Академии художеств. М.Ф. Казаков был помощником и учеником Баженова. Не закончив ни университета, ни Академии художеств, он сам основал первое архитектурное училище в Москве. По проектам Казакова построены здание Сената в Московском Кремле, здание Московского университета, дом-усадьба Демидовых, дом князей Долгоруковых и т.д. Иван Егорович Старов известен благодаря проекту Таврического дворца в Петербурге, также он принимал участие в строительстве городов Новороссии. В живописи наиболее яркими представителями классицизма являются Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский и А.П. Лосенко. Дмитрий Григорьевич Левицкий известен благодаря портретам, где герои предстают на фоне тех или иных объектов, дополняющих характеристику личности. Так, Екатерина II изображена художником в роли мудрой законодательницы, а известный заводчик П.А. Демидов предстает на фоне кадок с цветами, что символизирует его любимое дело – садоводство. Вершиной творчества Левицкого стала серия портретов воспитанниц Смольного института. В творчестве Владимира Лукича Боровиковского преобладал камерный портрет, в котором он старался передать идеал красоты своей эпохи. Стоит отметить, что творчеству художника присущи черты не только классицизма, но и сентиментализма. Антон Павлович Лосенко стал основоположником русской исторической живописи. Известны также его портреты И.И. Шувалова, А. Сумарокова, Ф. Волкова. Мастерами портретного жанра были также крепостные художники Иван Петрович и его сын Николай Иванович Аргуновы. Ивана Петровича считали своим учителем известные художники – А.П. Лосенко, Д.Г. Левицкий и др. Черты классицизма проявились также в скульптуре. Крупнейшим русским скульптором XVIII века был Федот Иванович Шубин, известный благодаря статуе «Екатерина II – законодательница», бюстам выдающихся деятелей того времени и скульптурному украшению Чесменского и Мраморного дворца.
Back to Top