Беседа Анны Козониной, Анастасии Прошутинской и Кристин Штандфест

Куратор танца Анастасия Прошутинская и танц-критик Анна Козонина в разговоре с куратором венского фестиваля ImPulsTanz Кристин Штандфест попробуют разобраться, в какой мере российский танец интегрирован в контекст европейской сцены и в чем его специфика. Как избежать логики «отставания» и «игры в догонялки»? Как критически подойти к автоколониальным настроениям в разговоре о российском танце? В путешествиях по Европе и Америке легко наткнуться на афиши гастролей русского балета: классический танец российского производства знаменит и популярен во всем мире. Совсем иначе обстоит дело с отечественным современным танцем, который почти не известен за рубежом и кажется изолированным от мировой сцены. Действительно, у современного танца в России весьма специфическая история: бурное развитие в начале ХХ века, государственный запрет на новые формы танца в 1930-е, 50 лет тишины и забвения и медленное перерождение в 1990-е, зарубежные гастроли на рубеже и в начале XXI века, уход финансирования и возвращение к изоляции к 2010-м. Несмотря на непростую судьбу и отсутствие инфраструктуры, новейший российский танец кажется ориентированным на западный художественный контекст. Он все больше соотносит себя с актуальным англоязычным знанием о танце, применяет к себе термины из западных dance studies (хореографический поворот? пост-танец?), видит себя в контексте актуальных философский идей, заходит на территорию визуального искусства и перформанса. Изнутри кажется, что концептуально российский танец — часть европейской сцены с поправкой на недостаток ресурсов, образования, механизмов профессионализации. А как на это смотрит профессионал из Европы? Анастасия Прошутинская (род. 1983, Ярославль) — куратор и исследовательница современного танца. С 2012 по 2018 год работала в Культурном центре ЗИЛ, фокус — организация резиденций для молодых хореографов и создание новых сценических работ. В 2019 году вошла в состав жюри [8:tension] Young Choreographers’ Series фестиваля ImPulsTanz (Вена). Имеет степени магистра по направлениям Performance studies (Университет Южного Иллинойса) и «История искусств» (МГУ им. М. В. Ломоносова). Анна Козонина (род. 1992, Нижний Новгород) — критик, редактор, исследовательница современного танца. Публикует критические статьи на , , , в «Художественном журнале» и Springback Magazine. Участница лаборатории по современному театру и перформансу «ПРОсцениум» в ВВФ ГЦСИ. В 2018 году получила грант на создание книги о современном российском танц-перформансе. Лауреат премии «Инновация» в номинации «Новая генерация» в 2019 году. Живет в Санкт-Петербурге. Кристин Штандфест (род. 1963, Вена) изучала литературу, лингвистику, культурологию и гендерную теорию в Берлине и Ланкашире. Организует различные художественные проекты, выступая в роли перформера, драматурга и педагога в области перформативных искусств. Куратор Международного фестиваля танца ImPulsTanz (Вена), один из арт-директоров направления Young Choreographers’ Series (серия «Молодые хореографы») фестиваля [8:tension], а также независимый куратор, специализирующийся на совместных проектах с музеями.
В начало