Прыжок капитана Евгения Анатольевича Кульчицкого на танке БТ-7, 1936.

Из воспоминаний испытателя танков Евгения Анатольевича Кульчицкого: Прыжок... Пожалуй, это самое сложное из всех упражнений высшего танкового пилотажа. Выполнять их может только искуснейший и бесстрашный водитель. Ну, представьте себе: обрушить с крутого откоса в воду металлическую громадину в десять с лишним тонн да ещё на скорости 50 км/ч. Но в том-то и дело, что не обрушить, а прыгнуть, то есть стремительно пролететь десятки метров по воздуху, чтобы потом плавно скользнуть по водной поверхности, сохранив в целости и себя, и машину. А для этого за считанные мгновения следует чётко и быстро выполнить довольно сложную программу. Начать разгон с максимальным ускорением, для чего передачу переключать быстро и при достижении максимальных оборотов двигателя на каждой передаче. Последние 20-30 м пройти с наивысшей скоростью, несколько задрав нос танка перед самым прыжком. Когда танк отрывался от берега, с двигателя снималась нагрузка, обороты увеличивались, и гусеницы начинали вращаться с бешеной скоростью. Чтобы не потерять их в воздухе, следовало сбросить обороты до максимальных. Удара в любом случае не избежать - танк всё-таки не птица! - но так он получится скользящим. У танкиста, выполняющего такой манёвр, особая линия поведения. Уже за сутки почти ничего не пить. Иначе почки не выдержат гидравлического удара - лопнут кровеносные сосуды. В момент самого прыжка - бросить рычаги, сильно согнуть корпус, быть готовым при сильном ударе защитить голову руками. Потом снова успеть ухватить рычаги и вывести машину на берег. Абсолютный рекорд: 42 м свободного полёта! From the memoirs of tank tester Yevgeny Anatolyevich Kulchitsky: Jump... Perhaps, this is the most difficult of all tank aerobatic exercises. Only the most skillful and fearless driver can carry them out. Well, imagine: to bring down from a steep slope into the water a metal hulk of more than ten tons, and even at a speed of 50 km / h. But the fact of the matter is not to collapse, but to jump, that is, to rapidly fly tens of meters through the air, in order to then smoothly glide along the water surface, keeping both yourself and the car intact. And for this, in a matter of moments, you should clearly and quickly execute a rather complex program. Start accelerating with maximum acceleration, for which the gear is changed quickly and when the maximum engine speed is reached in each gear. Pass the last 20-30 m at the highest speed, lifting the nose of the tank a little before the jump. When the tank broke away from the shore, the load was removed from the engine, the speed increased, and the tracks began to rotate at breakneck speed. In order not to lose them in the air, it was necessary to reset the speed to the maximum. In any case, a blow cannot be avoided - the tank is still not a bird! - but this way it will turn out to be sliding. A tanker performing such a maneuver has a special line of conduct. For a day almost nothing to drink. Otherwise, the kidneys will not withstand the water hammer - the blood vessels will burst. At the moment of the jump itself - throw the levers, strongly bend the body, be ready to protect the head with your hands in case of a strong blow. Then again have time to grab the levers and bring the car to the shore. Absolute record: 42 m free flight!
Back to Top