Биология 11 класс (Урок№16 - Состав и функции биосферы.)
Биология 11 класс
Урок№16 - Состав и функции биосферы.
Для чего нам нужны знания о биосфере
Эволюция биосферы обусловлена тесно связанными между собой тремя группами факторов: развитием нашей планеты как космического тела и протекающих в её недрах химических преобразований, биологической эволюцией живых организмов и развитием человеческого общества.
В век научно-технического прогресса особое значение приобретают знания о жизненных процессах в целом, происходящих на нашей планете. Исследования космоса позволили рассматривать Землю извне и изучать окружающие её сферы. Увеличение народонаселения на Земле требует изыскания новых ресурсов. В настоящее время возникает проблема не только живых организмов, но и чистоты вод и воздуха. В связи с этим необходимо понять роль живой природы в круговороте веществ на Земле, выявить взаимосвязь между живой и неживой природой.
мы узнаем:
- о биосфере – геологической оболочке, заселенной живыми организмами;
- рассмотрим вещества биосферы; границы биосферы;
- узнаем о роли В. И. Вернадского в создании учения о биосфере;
мы научимся:
- характеризовать биосферу как уникальную систему;
- определять границы биосферы;
- выявлять взаимосвязь между живой и неживой природой;
- решать задания по теме;
мы сможем:
- применять знания на практике (охрана природы).
Термин «биосфера» (от греч. bios – жизнь, sphaira – плёнка) был предложен австралийским учёным Э. Зюссом (1831–1914), который понимал под биосферой совокупность живых организмов Земли.
Учение о биосфере разработано российским учёным, академиком В. И. Вернадским (1863–1945). В. И. Вернадский распространил понятие биосферы не только на живые организмы, но и на геологические оболочки, заселённые ими. По В. И. Вернадскому Земля состоит из четырёх принципиальных типов материи.
Все вещества биосферы подразделяются на четыре группы:
– живое вещество – совокупность живых организмов Земли;
– косное вещество – вещество неживой природы (песок, глина, гранит, базальт);
– биокосное вещество – результат взаимодействия живых организмов с неживой природой (вода, почва, ил);
– биогенное вещество – вещества, создаваемые в результате жизнедеятельности организмов (осадочные породы, каменный уголь, нефть).
Биосфера – оболочка Земли, основная роль в формировании которой принадлежит живым организмам. В состав биосферы входят верхние слои литосферы, нижний слой атмосферы (тропосфера) и вся гидросфера, связанные между собой сложными круговоротами веществ и энергии. Нижний предел жизни на Земле (до глубины 3 км) ограничен высокой температурой земных недр, верхний предел (20 км) – жёстким излучением ультрафиолетовых лучей (все, что находится на высоте ниже 20 км, защищено от губительного излучения озоновым слоем). Тем не менее, на границах биосферы можно найти, в основном, лишь микроорганизмы (обычно в виде спор); наибольшая же концентрация биомассы наблюдается у поверхности суши и океана, в местах соприкосновения оболочек – литосферы, гидросферы и атмосферы. Организмы, составляющие биосферу, обладают поразительной способностью к размножению и распространению по планете.
Литосфера – «каменная оболочка» Земли – представляет собой верхнюю часть земной коры, изменённой в результате физического, химического и биологического воздействия. Состоит из осадочных пород, ниже которых находятся гранитный и базальтовые слои.
Нижняя граница жизни в литосфере проходит на уровне 4–7 км, ниже проникновение жизни ограничено воздействием высоких температур, отсутствием воды. Наиболее заселены поверхность Земли и верхний слой почвы.
Гидросфера «водная оболочка» образована Мировым океаном и водоёмами суши – реками, озёрам. Много воды находится в подземных водах и ледниках. Гидросфера заселена по всей толщине, живые организмы представлены бентосом, планктоном и нектоном.
Атмосфера подразделяется на тропосферу – нижнюю часть атмосферы, высота которой доходит до 20 км, выше находится стратосфера (до 100 км), ещё выше ионосфера.
Заселена только тропосфера, верхняя граница жизни проходит на высоте около 20 км, куда восходящие потоки воздуха заносят споры микроорганизмов.
В атмосфере, на высоте 15–35 км свободный кислород (О2) превращается в озон (О3), который отражает жёсткий ультрафиолет (свет с длиной волны менее 290 нм), вызывающий мутации в клетках живых организмов.
1 просмотр
399
90
2 месяца назад 01:16:50 1
Роберт Сапольски. Войны у обезьян и людей. Откуда в нас столько агрессии? // Наука. А поговорить?...
2 месяца назад 00:57:14 1
ДЕРМА ПЕН: 7 ошибок применения
2 месяца назад 01:26:09 1
Почему киты глотают людей, взрываются и играют в пузырики? Иван Затевахин // Наука. А поговорить?...
2 месяца назад 00:49:37 1
ЛАБИРИНТЫ. МИФ, МАГИЯ И НАУКА.
2 месяца назад 00:11:16 1
Прорастание семян. Видеоурок по биологии 6 класс
2 месяца назад 02:05:03 1
Лекторий «ЭФКО». «Токсин – найти и обезвредить» – микробиолог Дмитрий Алексеев
2 месяца назад 00:37:47 1
Испытания сортов по науке: как работает госсорткомиссия. Правила отечественной селекции
2 месяца назад 01:17:47 1
Микробиолог о чае, габе и биохакинге. Дмитрий Алексеев
2 месяца назад 00:33:29 11
Пересадка головы. Фантастика и реальность
2 месяца назад 00:13:53 1
ФЗ от N 103--РАМКИ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ...г.
2 месяца назад 00:15:33 1
Этапы эволюции человека. Видеоурок по биологии 9 класс
2 месяца назад 00:57:01 1
Аум Синрикё: история секты, которая хотела всех уничтожить
2 месяца назад 00:15:13 1
Татьяна Черниговская - Как Избежать Деменции и Сохранить Ясность Ума!
2 месяца назад 01:19:31 1
Снижаем биологический возраст. Выпуск 14. Школа Долгой Жизни Михаила Советова.
2 месяца назад 01:25:56 1
Тяжелый труд или генетика? Что определяет твой успех? | Профессор Константин Северинов
2 месяца назад 00:20:12 1
Как вдохновить мужчину. Правила счастливой женщины
2 месяца назад 00:26:17 1
Гастроэнтеролог против мифов о работе кишечника // Наука против
2 месяца назад 00:50:27 1
«Великолепная пятерка» | Школа №5 и Мариинская школа-интернат
2 месяца назад 00:15:17 1
Мониторинг успеваемости школ. Как отказаться от ВПР?
2 месяца назад 01:42:03 1
Антропология. Дробышевский. РЕДКИЕ ВОПРОСЫ.
2 месяца назад 00:18:20 10
У OpenAI неожиданные проблемы с GPT-5 | Apple вступает в гонку роботов | Сенсация от Boston Dynamics
2 месяца назад 00:32:59 1
Как Продуктивно Мыслить, Чтобы Достичь Богатства | Брюс Липтон (Правила Успеха)
2 месяца назад 01:18:24 1
Молнии-убийцы, шаровые молнии, спрайты. Самые удивительные разряды на планете // А поговорить? Наука