Амиран певец из Адыгеи в гостях у Айдамира Бастэ возле Тюльпанового дерева Шапсугия посёлок Шахапэ

Посёлок Головинка на адыгском языке называется Шахапэ,что связанно с местной рекой Шахэ возле которой располагаются адыгские аулы.Шахапэ дословно переводится как поселение в устье реки Шахэ. о самом тюльпановом дереве можно рассказывать много,я постараюсь в кратце описать чем оно удивительно из того что я узнал от уважаемого Айдамыра Бастэ. Конечно же в первую очередь удивителен возраст дерева по данным центра древесных экспертиз возраст дерева больше 250 лет,Айдамыр утверждает что дерево впервые было изображено на картине Айвазовского “Высадка у субаши“ 1839 года. С тех пор оно перенесло много испытаний,у дерева была снесена крона,в дерево попадала молния, Оно даже раскололось по середине ствола, а внутри дерева пустота шириной 1,5 метра,но благодаря не безразличным людям дерево продолжает жить. Айдымыра я считаю защитником дерева,ведь он на протяжении многих лет заботится о его благополучии.Айдамыр возглавляет местный чилэ хасэ,это поселковое хасэ,которое входит в краевую общественную организацию Адыгэ Хасэ причерноморских адыгов-шапсугов. Ещё один интересный факт об этом дереве,в том,что это самое крупное тюльпановое дерево не только на побережье и в России,но и в Европе,оно является одним из самых больших по охвату деревьев в мире. По словам Айдамыра старейшины аулов говорят что дерево всегда считалось у местных жителей адыгов священным. К дереву приносили даже больных детей для выздоровления и это дерево относится к священному вековому лесу адыгов,который был в этой местности раньше.В нём адыги проводили свои молитвы всевышнему. Хочется отметить,Тюльпановое дерево является живым свидетелем истории которая происходила здесь. в заключении хочется сказать ,что это дерево является ещё одним доказательством того что адыги по сей день трепетно и уважительно относятся к деревьям.Кстати на адыгском название дерева звучит так: “Чъыг дахэ“ что в переводе означает - красивое дерево.
Back to Top