Церковь иконы Божией Матери “Знамение“ села Чирково Ряжского района
Село Чирково Ряжского района Рязанской области, кажется, совсем не отличается от тысяч поселений, раскиданных по территории нашей страны. В «Историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии», составленном священником Иоанном Добролюбовым, мы читаем: «Чирково, омываемое с северной стороны рекою Мошею, в качестве села «Чиркина с церковью св. чудотворцев Косьмы и Домиана» упоминается в окладных книгах 1676 года…»И только когда в повествовании начинается рассказ о новой каменной церкви в честь иконы Знамения, строительство которой началось в 1813 году благодаря помещице Наталье Васильевне Кайсаровой, хочется эту историю узнать подробнее.
Наталья Васильевна была из древнейшего рода князей Волконских, происходящего от святого князя Михаила Черниговского. Многочисленные их поместья располагались в разных губерниях, в том числе и в Рязанской. Еще в 18 веке вотчиною Волконских была деревня Иванкова, находившаяся чуть более одной версты от села Чирково. Эти земли перешли, а может быть были отданы в качестве приданного, Наталье Васильевне Волконской, вышедшей замуж за Сергея Андреевича Кайсарова. Род Кайсаровых тоже был древним и знатным, но, в то время семья Кайсаровых значится как небогатая.
Наталья Васильевна вышла замуж рано, и уже в 18 лет выносила первенца. Мальчика назвали Петром. А потом родилось еще трое сыновей – Михаил, Андрей и Паисий. В тот год, когда появился на свет последний из детей, их отец, Сергей Андреевич Кайсаров умер. Молодой вдове пришлось взять все заботы о воспитании детей и управлению имениями на себя.
В детстве мальчики неоднократно бывали в поместье Чирково.
Самым даровитым оказался Андрей Кайсаров. Он в отличие от Петра и Михаила, которые, помимо литературной деятельности, сделали блестящую карьеру на службе, посвятил поэзии, прозе и изучению филологии всю свою короткую жизнь. С 1801 года Андрей активно участвовал в работе “Дружеского литературного общества“, которое в то время возглавлял Андрей Иванович Тургенев. В Геттингенском университете (Германия) защитил на латинском языке докторскую диссертацию на тему “Об освобождении крестьян в России“, в которой обосновал и предложил освободить крепостных правительственным актом. Занимался изучением русской истории и фольклора. Посетил Сербию, Чехию, Хорватию, Сербию, собирая материалы по славянской истории и культуре. Работал над “Словарем древнерусского языка“.
Война с Наполеоном оборвала плодотворную работу Андрея Кайсарова. С начала военных действий он добровольно вступил в ополчение в чине майора. Незадолго до войны Андрей Сергеевич выдвинул идею создания при штабе главнокомандующего армии походной типографии. Александр I принял это предложение, изложенное Кайсаровым в петиции. Под его руководством типография во время войны превратилась в центр военно-патриотической публицистики того времени, выпуская газету “Россиянин“, пропагандистские брошюры, басни Крылова, листовки и воззвания к населению и солдатам вражеской армии на русском и иностранных языках.
В штабе главнокомандующего Андрей Кайсаров служил вместе со своим младшим братом Паисием. Паисий еще с 1805 года был адъютантом, а в войну дежурным генералом при Михаиле Илларионовиче Кутузове. Вместе с полководцем он сражался под Бородино, был участником военного совета в Филях, командовал авангардом корпуса генерала Платова.
Андрей и Паисий стали персонажами романа «Война и мир». Лев Толстой в третьем томе произведения сводит Пьера Безухова с братьями Кайсаровыми на Бородинском поле.
В 1813 году во время заграничных походов русской армии в Европу, Андрей отправился вместе с братом и его отрядом в тыл врага между немецкими городами Герлицем и Рейхенбахом, где погиб в бою. Ему в то время исполнился всего 31 год.
Имя героя было выгравировано на одной из стен храма Христа Спасителя в Москве. Его тело в 1813 году привезли в имение Чирково, где Андрей Сергеевич провёл своё детство и отрочество. Наталья Васильевна, его мать, начала строительство церкви в честь иконы Божьей Матери «Знамение» с приделом во имя Иоанна Предтечи. Именно в этой части храма будет устроен склеп, где упокоится прах Андрея Сергеевича Кайсарова. Наталья Васильевной завещала похоронить себя рядом с любимым сыном.
Уезжая в 1810 году из Саратовского поместья в Рязанскую губернию, поэт написал стихотворение, в котором прощался и просил прощения у своих дворовых крестьян.
Простите, все друзья!
Ах, может, навсегда,
Быть может, нам не быть уж вместе никогда!
Жизнь только миг, цвет сельный человек.
Пройдет лишь ветра дух - и скроется навек!’
Никита! Но когда никто не воздохнет,
И барина твово слезинкой не почтет?
Тогда...
Но колокол у врат моих звенит.
Пусть тройка удалых от горя нас умчит!
А спустя годы уже потомки других крестьян разорят Знаменскую церковь в Чирково и полностью уничтожат склеп, где покоились останки храмоздательницы Натальи Васильевны Кайсаровой и ее сына – поэта, ученого-филолога, героя войны 1812 года…
Елена Александрина